История праздника покров божией матери: Покров – главный праздник Руси

Содержание

Покров – главный праздник Руси

Культура любой нации имеет уникальные элементы, отличающие ее от духовных традиций других этносов. И чем больше этих элементов, тем неповторимее и богаче наследие, которое из поколения в поколение проносит народ через века. Особое место в этом наследии занимают народные праздники, являющие собою олицетворение миросозерцания, свойственного только данному народу.

14 октября (1 октября по старому стилю) Русская Церковь празднует день Покрова Пресвятой Богородицы. Этот праздник – исконно русский, глубоко укоренившийся в памяти славянских народов. Он был установлен в честь чудесного явления Богоматери во Влахернском храме и избавления Константинополя от нашествия захватчиков. Произошло это событие в 910 году. Уже доподлинно неизвестно, кто именно стоял под стенами столицы – то ли мусульмане, то ли славяне-язычники. Но все источники говорят о том, что в те осенние дни над городом нависла реальная угроза – его окружило вражеское войско, готовое было вот-вот ворваться внутрь.

В это время в храме, находившемся во Влахернах, – северо-западном квартале Константинополя, где хранилась одежда Пресвятой Богородицы, – молился один юродивый, которого звали Андрей. Совершалось воскресное богослужение, и храм был полон народа. Вместе с Андреем был и его ученик Епифаний. Люди молили Бога и всех святых об избавлении от страшной угрозы. Народ надеялся на чудо, но известия со стен приходили неутешительные – силы защитников таяли, и все понимали, что противник сильнее. Люди готовились к смерти, но желали встретить ее достойно, в молитве.

Михаил Нестеров. Покров Пресвятой Богородицы

На рассвете, когда богослужение подходило к концу, Андрей увидел в воздухе под сводами собора женскую фигуру, которая в окружении ангелов и святых шествовала над головами собравшихся в церкви людей. Это была Богородица. Достигнув середины храма, Она опустилась на колени и стала со слезами молиться своему Сыну. Молитва Ее была долгой и пламенной. Затем, продолжая молитву, Пречистая Дева приблизилась к алтарю и там провела еще некоторое время.

Когда же Она стала покидать храм, то сняла со своей головы омофор и распростерла его над верующими.

Покрывало в ее ладонях сияло неземным светом, и казалось, будто молнии блистали в руках Богоматери. Видение Андрея закончилось тем, что Пречистая Дева стала удаляться из храма. Вместе с Ней исчезло и покрывало, но еще долгое время Андрей ощущал присутствие Богородицы и благодать Божью, которая наполняла храм после этого чудного посещения. Во время видения охваченный трепетом Андрей спросил своего ученика, видит ли тот происходящее, и Епифаний, не находя слов, сказал: «Вижу, отец. Вижу и ужасаюсь!».

Заступничество Пресвятой Богородицы спасло столицу от гибели – врагов, окруживших Константинополь, внезапно охватил необъяснимый ужас, и они в панике бежали по неизвестной причине. Впоследствии жители города всегда с трепетом вспоминали об этом чуде и благодарили Спасителя и Его Пречистую Матерь за снятие вражеской осады. Узнали об этом событии и на Руси. Дело в том, что Андрей был по происхождению славянином, в молодости попавшим в рабство.

Весть о чуде быстро распространилась среди славянского населения столицы, а потом – и среди других славян.

В Византии некоторое время это событие отмечалось ежегодно, но до празднования в рамках всей греческой Церкви дело не дошло. А вот наши предки поступили иначе – в честь явления Богоматери во Влахернах они установили праздник Покрова Пресвятой Богородицы. Есть основания предполагать, что официально он был установлен в середине 60-хх годов XII века Владимирским князем Андреем Боголюбским. С тех пор Покрова – один из любимейших праздников на Русских землях.

На Руси этот день приходился на время окончание полевых работ и наступления первых холодов. Поэтому на Покров крестьяне утепляли свои жилища и завершали подготовку к зиме. Это также была пора свадеб. А те девушки, которые еще не вышли замуж, просили в этот день Богородицу помощи в выборе достойного жениха. Вообще, Покров Божьей Матери является символом духовной помощи и защиты, и поэтому одно из распространенных пожеланий у православных звучит так: «Пусть Пречистая Дева покроет тебя своим святым Покровом!».

Живой опыт Церкви, подтверждаемый примерами из жизни отдельных людей и даже целых наций, говорит о реальности той помощи, которую человек может получить от Бога через заступничество Пречистой Девы. Недаром ведь Ее уже многие столетия называют «Заступницей усердной рода христианского». Праздник Покрова всегда был свидетельством того, какое огромное место занимает вера в жизни народов исторической Руси. Для наших предков Богородица была не просто Той, Кто родила Христа. Русский человек видит в Ней еще и свою духовную Мать, которой по-настоящему дороги все радости и тревоги верующих людей. А это в свою очередь влияет на восприятие и идеи материнства, и идеи верности Родине. Как бы неожиданно это ни звучало, но возрождение общерусской культуры должно начинаться с восстановления подлинного понимания этих ценностей – материнства и любви к Родине. А это невозможно без того возвышенного почитания Божьей Матери, которое находит свое выражение в празднике Покрова.

Покров — странный праздник | Православие и мир

Протоиерей Игорь Прекуп

Покров — это один из самых странных наших праздников.


Странный с той позиции, которая последнее время становится все более привычной в православной среде и даже более того, претендующей на ключевую: народ и Парт… прошу прощения, Церковь – едины! И добро бы понималось это в том смысле, что народ соединяется во Христе (единство народное, как мы знаем из истории, может осуществляться и на других основаниях), вливается в Церковь и пребыванием в Ней образуется единство народа в Церкви, что логично влечет и сотрудничество с церковными инстанциями всех общественно-политических организаций и всевозможных институтов власти. Причем такое сотрудничество, которое способствует единству церковного народа, а не поощряет в нем разделений (в том числе и по национальному признаку). Ведь «народ Церкви» – это не какой-то один этнос, а народ, составляющий Церковь. Не какое-то там «национальное большинство», гуманно позволяющее сосуществовать рядом с собой всяким «нацменьшинствам», а народ Божий, народ Христов, народ, в котором «ни эллина, ни иудея».

Последнее время нашу Церковь сотрясают брожения именно оттого, что слова «Церковь должна быть со своим народом» понимают узко-этнически, т.е. каждый, при этом, имеет в виду, что Церковь, в его представлении отождествляемая с Ее иерархией, духовенством, должна быть именно с его народом, и только в том политическом смысле, который он вкладывает в представление о единстве. Это именно его государство Церковь должна поддерживать в любом конфликте (будь то иной державой, будь то с политической оппозицией), это именно его армию, боевиков (ополченцев, добровольцев и пр.), оружие, технику, знамена, блок-посты и т.п. Церковь должна благословлять, а

чужое государство, армию, всяких «террористов», «карателей» и далее по списку – обличать, осуждать, анафематствовать, проклинать…

Ладно еще, когда речь об открытом международном конфликте с государством, которое чуждо не только в этническом, но и веротрадиционном плане, а если, как сейчас на Украине? Каково Предстоятелю УПЦ МП митр. Онуфрию, ее священноначалию и духовенству, когда их упрекают в предательстве своего народа, опять же, каждый имея в виду свою национальность соответственно пятой графе советского паспорта? Каково Патриарху – Первосвятителю всей Русской Православной Церкви, для которого священноначалие Украинской Православной Церкви как самоуправляемой в составе Московского Патриархата – собратья и сослужители, а духовенство и миряне – чада, ничем не отличающиеся по значимости от проживающих на территории России?

В лозунге наших дней «Церковь должна быть со своим народом», понимаемом в столь узко-этническом смысле, сквозит что-то кабальное. Вот есть, например, Русская Церковь, и в ней русские (понимаемые не в дореволюционном русско-имперском, «николаевском» смысле, как этно-политическая общность, а в советско-имперском – как национальность) – церковнообразующая нация, а остальные – «младшие братья», «побратимы», «прозелиты-иммигранты» ну и прочее, кто и кого как видит в меру собственной «продвинутости». Или, вот, например Украинская Церковь, и опять же вопрос, кто ее народ? Украинцы в советском смысле (по кровному признаку), в националистическом (национальное происхождение, непременно сочетаемое превозношением идеи национального государства), в европейском (на основе самоотождествления с государством, независимо от нацпроисхождения), или вообще все православные люди, независимо ни от национальности, ни от политических предпочтений, не только проживающие, но и проживавшие в границах Украины до весны 2014 г. – кто «народ» Украинской Православной Церкви, с которым она «должна быть»?

И вот Божия Матерь сегодня распростирает над нами Свой Покров… Над всеми нами: православными, разбежавшимися по окопам (что буквально, что образно), разделившимися на лагеря; над ненавидящими друг друга местами горячо и кроваво, местами холодно и презрительно – над нами всеми один Покров. Мы что начнем каждый на себя его тянуть?! Или станем выталкивать из-под него своих идейно-политических противников? А зачем тогда требовать от священника или архиерея, чтобы он делил свою паству по политическим признакам на «своих» и «чужих»? А если даже и не свою паству, а просто собратьев во Христе и по усыновлению Божией Матери?

Вот мы молимся Пречистой о помощи, защите, а хоть время от времени задумываемся, каково это Ей видеть, что происходит в наших сердцах, как мы поддаемся на бесовские помыслы и становимся их марионетками, свое внутреннее ожесточение называя «принципиальностью», «твердостью», «верностью», «любовью к своему народу и Родине», «священной ненавистью» (к нацистам-карателям или «ватникам»-террористам, коммунистам или фашистам, «хохлам» или «москалям» – это несущественно, да хоть к самим себе: бесам главное разжечь в человеке ненависть, выжечь его душу, чтоб она обледенела, хотя бы в одном направлении, да чтобы эту холодность человек воспринимал как признак горячей любви, адамантовой верности, всецелой преданности) – Ей-то каково, когда об одном и том же взаимоисключающем просят Ее чада, ненавидящие друг друга? Покров Ее распростирается над нами: отказывающимися видеть друг в друге братьев и сестер, взаимно отталкивающимися, рискующими выскочить за его пределы…

В чем же странность этого праздника? В том, что Ее омофор простирается над теми, кто просит о защите и сам же совершает то, от чего Она защищает? Это, скорее, странность не праздника, а нашего исповедания веры; странность нашей самопротиворечивости в исповедании христианства, нашего самоотрицания как христиан, как братьев и сестер во Христе, когда мы за своих братьев и сестер не считаем тех, кто Ему – чада.

А странность праздника в том, что в контексте «ваши радости – наши радости» он абсолютно непатриотичен. Ведь, какое событие празднуется, если вдуматься? Поражение. Военное поражение, которое потерпели русы у стен Константинополя предположительно в 860 г. Причем поражение, связанное с вмешательством Божиим, Его заступничеством за неприятеля. Тем более. А как же расхожее мнение, что история должна воспитывать национальную гордость? Странно еще, в том же патриотическом контексте, что у греков этот праздник практически забыт, а в Русской Церкви он почитается как великий. Однако странно тут лишь забвение греками этого события, а вот почитание в Русской Церкви вполне закономерно, если, конечно же, мыслить не на уровне националистического плинтуса.

Что происходило в тот исторический момент? Мир словно раскололся на две части: с одной стороны – захваченное побережье вблизи Константинополя со всеми ужасами войны, с другой – столица Византийской Империи, как бы сконцентрировавшаяся во Влахернском храме, где хранились омофор (мафорий, головной покров) и пояс Пресвятой Богородицы. С одной стороны – убийства, насилия, грабежи, с другой – мирная молитва, возносимая во главе с Патриархом Фотием за всенощным бдением: мирная, но со скорбью; мирная, но со страхом и не только Божиим; мирная, потому что покаянная.

«Народ неименитый, народ не считаемый ни за что, – вспоминает свт. Фотий, – народ, стоящий наравне с рабами, неизвестный, но получивший имя со времени похода на нас, незначительный, но получивший значение, униженный и бедный, но достигший блестящей высоты и несметного богатства… так грозно и так быстро нахлынул на наши пределы, как морская волна». О «злоубийственном скифском народе, называемом русы», воины которого «опустошили все населенные местности и монастыри… умертвили всех захваченных ими людей» вспоминает и Никита Пафлагонянин, и многие другие византийские историки.

 

И вот этому кошмару языческого нашествия, не только столице, но и всей империи грозящему стать всеобщим, народ Божий противостоит молитвой в надежде на заступничество Пречистой. Среди молящихся находились св. Андрей Христа ради юродивый и его ученик Епифаний, которые увидели Божию Матерь, «стоящую в воздухе и молящуюся, сияющую солнечным светом и покрывающую людей Своим честным омофором» (свт. Димитрий Ростовский). В продолжение службы по стенам города состоялся крестный ход с омофором Пречистой, который, согласно некоторым источникам, в заключение был погружен Патриархом в море. На море, до того момента спокойном, началась буря, разметавшая ладьи русов.

Сам Патриарх Фотий о погружении омофора в море и о буре не упоминает, отмечая, однако, что после их молитвы, неприятель внезапно снял осаду, что было, несомненно, следствием чудесного вразумления. Однако важно не то, была ли буря, не было ли. Важно другое: уцелевшие в этом походе русы, потрясенные явлением силы Божией, вскоре вернулись в Константинополь, но уже не с войной, а за миром, которого мiр не может дать (Ин. 14; 27).

Гибель русского флота под Царьградом. Гравюра Ф. А. Бруни, 1839.

Поражение в захватнической войне обернулось для них приобретением, о котором они и помыслить не могли. Именно проиграв войну, они стали причастниками важнейшего сокровища своих недавних врагов. С этого началось Крещение Руси.

Сегодняшний праздник побуждает нас не только надеяться на помощь Божией Матери, на Ее заступничество в земных скорбях, на ограждение от бесовских козней, но и к тому, чтобы осознать свою усыновленность Ей и недопустимость причинять Ее материнскому сердцу скорбь. А что для матери горше взаимоотчужденности детей? Вот и получается, что Покров Пресвятой Богородицы – еще и напоминание о сыновнем долге любви, осуществляемом в преодолении всего, что изнутри препятствует нам быть Христовыми. Не только напоминание, но и защита от вражеских помыслов, если, разумеется, захотим только быть от них огражденными.

Покров Пресвятой Богородицы | Храм Покрова Пресвятой Богородицы с. Юськи

Покров Пресвятой Богородицы принадлежит к числу великих праздников. Его полное название — Покров Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии.

По преданию, Богородица явилась молящимся во Влахернском храме в Константинополе. Произошло это в 910 году. Божия Матерь распростерла свой омофор (покрывало для головы) над людьми, и это чудо стало знаком заступничества и утешения над людьми. У праздника нет аналогов в других ветвях христианства.

Когда празднуется Покров Пресвятой Богородицы

Покров Пресвятой Богородицы принадлежит к числу великих праздников. Дата праздника фиксированная — 14 октября по новому стилю (1 октября по старому стилю).

Что можно есть на Покров Пресвятой Богородицы

На Покров Пресвятой Богородицы поста нет. Если же день праздника выпадает на среду или пятницу — разрешается рыба.

События Покрова Пресвятой Богородицы

История самого события, послужившего поводом к установлению праздника, известна достаточно хорошо. К Константинополю подступили войска варваров. В те годы подобные набеги нередко заканчивались кровавой резней, и жители византийской столицы оправданно ждали, что уже к утру они могут проститься с жизнью.

Священники города молились об избавлении от врагов, и вот в четвертом часу ночи будущем известному христианскому святому, юродивому Андрею Константинопольскому (славянину попавшему некогда в византийский плен), во Влахернском храме Константинополя явилось видение. На небе он увидел идущую по воздуху Богородицу, озарённую небесным светом, окруженную ангелами и сонмом святых. Как описывает это видение святой Димитрий Ростовский, Богородица «сняла с Себя блиставшее наподобие молнии великое и страшное покрывало, которое носила на Пречистой главе Своей и, держа его с великою торжественностью Своими Пречистыми руками, распростерла над всем стоящим народом”.

Чудесный покров защитил город. Поднявшаяся буря разметала корабли варваров, избавив жителей Константинополя от смерти.

Конечно, факт чуда невозможно доказать научно, однако о самом факте осады и спасительной бури есть немало исторических сведений. Вопрос вызвает лишь то, кем были кровожадные покорители византийской столицы? По некоторым данным, это были пришедшие к Константинополю сарацины. Однако, есть и другая версия.

Как полагает ряд ученых, события праздника описывают произошедшее с дружинами русских князей-варягов Аскольда и Дира. Известный историк Церкви Антон Карташов приводит текст патриарха Фотия, который хронологически подтверждает, что события могли иметь место именно в 866 году, а значит нападающими были именно русы, а не сарацины, так как сарацинские нашествия случились на полвека позже. Патриарх пишет: «Помните ли вы ту мрачную и страшную ночь, когда жизнь всех нас готова была закатиться вместе с закатом солнца и свет нашего существования поглощался глубоким мраком смерти? Помните ли тот час невыносимо горестный, когда приплыли к нам варварские корабли, дышащие чем-то свирепым, диким и убийственным. Когда море тихо и безмятежно расстилало хребет свой, доставляя им приятное и вожделенное плаванье, a на нас воздымая свирепые волны брани. Когда они проходили перед городом, неся и выдвигая пловцов, поднявших мечи и как бы угрожая городу смертью от меча…

Когда, воздевая руки к Богу, всю ночь мы просили у Него помилования, возложив на Него все свои надежды, тогда избавились от несчастья, тогда сподобились отмены окружавших нас бедствий. Тогда мы увидели рассеяние грозы и узрели отступление гнева Господня от нас. Ибо мы увидели врагов наших удаляющимися, и город, которому угрожало расхищение, избавившимся от разорения…»

Так почему же именно на Руси эти события в памяти верующего народа остались глубже, чем даже в памяти потомков чудесно спасшихся византийцев? О князьях Аскольде и Дире известно не только как о жестоких войнах и разорителях чужих земель. Известно также и то, что после неудачного похода в Константинополь, русы прислали императору Византии посла с просьбой направить в Киев христианского миссионера. Воинственным варягам стало интересно: что же это за Бог у греков, способный разметать сильнейшее войско? Некогда воинственные язычники-варвары, Аскольд и Дир к концу жизни приняли крещение, крестились и многие из их дружинников.

Если это действительно так, то значит моментальное поражение в не самой славной военной кампании лишило русов материальных трофеев, но принесло им нечто гораздо большее. Недаром, события времен Аскольда и Дира порой называют «первым крещением русов».

История празднования Покрова Пресвятой Богородицы

Мы читаем об установлении праздника в русском Прологе ХII века (древнерусский житийный сборник). «Се убо, егда слышах — помышлях; како страшное и милосердное видение и паче надеяния и заступления нашего, бысть без празднества… восхотех, да не без праздника останет Святый Покров Твой, Преблагая».

На Руси церкви в честь Покрова Божией Матери стали строить в XII веке. Одна из самых древних и красивых — Покрова на Нерли. Ее в 1165 году возвел святой князь Андрей Боголюбский. В то же время он установил в сам праздник Покрова.

Икона Покрова Пресвятой Богородицы

Самые древние на Руси изображения праздника Покрова можно увидеть на вратах Рождественского собора в Суздале и в росписях собора Снетогорского монастыря в Пскове. Относятся они к XIV веку.

Известны две основные иконографические традиции Покрова – «суздальский» и «новгородский». В первом случае Богородицу изображают перед храмом, она простирает свой омофор (покрывало для головы) над всеми, кто молится в нем. Самый первый известный нам образец «суздальского» типа — храмовая икона Покровского Суздальского монастыря. Она была написана во второй половины XIV века, а сейчас хранится в Государственной Третьяковской галерее.

В «новгородском» типе икон омофор поддерживают ангелы, а не Богородица. Сама Божия Матерь изображается стоящей внутри храма. Одна из наиболее ранних икон этого типа происходит из Зверина монастыря и датируется 1399 годом. Сейчас ее можно увидеть в Новгородском музее.

В конце XV века эти две иконографические традиции стали объединяться.

Тропарь Покрова Пресвятой Богородицы

глас 4

Днесь, благовернии людие, светло празднуем, осеняеми Твоим, Богомати, пришествием, и к Твоему взирающе пречистому образу, умильно глаголем: покрый нас честным Твоим Покровом и избави нас от всякаго зла, молящи Сына Твоего, Христа Бога нашего, спасти души наша.

Перевод:

В сей день мы, православные люди, торжественно празднуем, благословляемые Твоим, Богомати, пришествием, и, взирая на Твой пречистый образ, со умилением взываем: «Покрой нас священным Твоим покровом и избавь нас от всякого зла, умоляя Сына Твоего, Христа Бога нашего, о спасении душ наших»

Кондак Покрова Пресвятой Богородицы

глас 3

Дева днесь предстоит в церкви и с лики святых невидимо за ны молится Богу, Ангели со архиереи покланяются, апостоли же со пророки ликовствуют: нас бо ради молит Богородица Превечнаго Бога.

Перевод:

Ныне Дева предстоит в храме и с сонмами святых невидимо молится за нас Богу. Ангелы с архиереями поклоняются, апостолы же с пророками ликуют: ибо о нас молит Богородица Предвечного Бога

Величание Покрова Пресвятой Богородицы

Величаем Тя, Пресвятая Дево, и чтем Покров Твой честный, Тя бо виде святый Андрей на воздусе, за ны Христу молящуюся.

Перевод:

Величаем Тебя, Пресвятая Дева, и чтим Покров Твой святой, ибо видел Тебя святой Андрей на воздухе за нас Христу молящуюся.

Покров День — народные традиции праздника

Шибанов Михаил. «Празднество свадебного договора». 1777. Третьяковская галерея. Москва.

На Руси праздник Покрова Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии называли Покров день, а еще: Первое зазимье, Свадебник, Третья Пречистая, Засидки, Обсичане, День Романа Сладкопевца, Покров-Батюшка.

В народном сознании христианский смысл события, легшего в основу праздника, тесно переплелся с сугубо мирскими обычаями. Смена времен года, пережитки языческих верований, бытовые хлопоты — все оказало свое влияние.

В эту пору (1 октября по старому стилю, 14 октября — по новому) заканчивались сельскохозяйственные работы, крестьяне готовились к зиме, девушки собирались на посиделки. А еще это было начало осеннего свадебного сезона.

Покров — «встреча Осени с Зимой». Люди ждали первый иней, который «покрывал» землю и был предзнаменованием надвигающихся холодов. Кроме того крестьяне связывали слово «покров» с обычаем, согласно которому после свадьбы женщина могла ходить только с покрытой головой. «Простоволосыми» разрешалось ходить только незамужним девушкам.

Поговорки о празднике Покрова Пресвятой Богородицы

Батюшка Покров, натопи нашу хату без дров!

На Покров последний сбор плодов.

Между Покрова и Родительской субботы зима не становится.

Покров — не лето, а Сретенье — не зима.

Покров — не лето, а Благовещенье — не зима.

Если на Покров будет полная осенняя грязь, зима встанет через 4 седьмины.

Батюшка Покров, покрой наш дом теплом, а живущих в нем — добром!

Покровский Ставропогиальный женский монастырь в Москве

Покровский ставропигиальный женский монастырь у Покровской заставы в Москве в 1635 году основал царь Михаил Феодорович. По преданию, в честь Покрова Божией Матери его освятили потому, что отец Михаила Феодоровича, Патриарх Филарет, умер именно в этот праздник.

Сначала монастырь назывался «Покрова на убогих домах», потому что здесь, на окраине столицы, располагалось кладбище для погребения бездомных, бродяг и казненных. Покровская деревянная церковь существовала до основания монастыря и была приходской.

В 1808 году на месте обветшавшего храма возвели каменный монастырский собор, а в последующие годы территорию обители украсил еще один храм — во имя Всех Святых, трехъярусная колокольня, стены и ворота. С 1751-ого по 1776-ой здесь располагалась Духовная семинария, а в XIX-XX веках монастырское кладбище было усыпальницей московского купечества.

В 1812-ом обитель разорили французы, но за несколько лет после войны ее восстановили. В 1926 году советские власти взорвали монастырскую колокольню, затем закрыли Покровский храм, снесли часовню и могильные памятники. В 1929-ом был закрыт Воскресенский храм. На месте кладбища разбили парк, он существует и по сей день. Около 70-ти лет в зданиях храмов и монастырских корпусах располагались тресты, конторы, банки, спортзал, бильярдная.

В 1998 году сюда с Даниловского кладбища были перенесены мощи праведной старицы Матроны. В 2004-ом блаженную Матрону причислили к лику святых. Сейчас Покровский монастырь — место паломничества всех, кто хочет помолиться у мощей старицы.

Митрополит Антоний Сурожский. Проповедь на Покров Божией Матери

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

С самого начала христианства на Руси Божия Матерь считалась Покровительницей земли нашей. Под Ее покровом, силой Ее молитвы росла вера православная на нашей земле. И минутами многие спрашивают, задают вопрос себе и другим: Каким же это образом, когда земля Русская, Церковь наша родная изначально были под защитой Пречистой Девы Богородицы, — каким образом могла наша Русская история и судьба нашей Церкви порой быть такой страшной и такой трагичной? Сколько боли, сколько страха прошло через русскую историю, и не только в ее светском образе, но и в самой Церкви. Мученики восставали из столетия в столетие, свидетели Христовы погибали. Как же это можно совместить с нашим убеждением, что над Церковью нашей, над родиной нашей — Покров Пречистой Девы Богородицы? Мне думается, что это можно понять, если только вспомнить, как Она стояла у креста Сына Своего единородного и ни словом не обмолвилась, ни криком, ни слезой не умолила, чтобы Его не распинали, потому что Она знала, что Сын Божий, ставший сыном человеческим через Нее, пришел для того, чтобы жить, учить, жизнь Свою отдать и умереть на кресте для спасения человеческого рода. И мы, христиане, не только люди, которые веруем во Христа, мы, христиане, Его ученики, мы от Него получили в наследие заповедь любить друг друга так, как Он нас возлюбил, иметь такую любовь, которой земля не знает: Никто большей любви не имеет, как тот, который жизнь свою положит за друзей своих…

Мы причащаемся Святых Тайн. Что же это значит? Это значит, что чудом святого приобщения жизнь Христова, человеческая природа Христова делается нашей жизнью и нашей природой, и что хотя бы в зачаточном виде наше присутствие на земле есть икона и реальность Христова присутствия в трагическом, многострадальном нашем мире. Каждый из нас в меру своей отдачи Богу, в меру того, верит ли он или не верит во Христа — не словом, не чувством только, но всей жизнью своей, каждый из нас призван пройти путь Христов. А путь Христов мы знаем. Когда Иаков и Иоанн, два из Его учеников, подошли к Нему, прося, чтобы, когда Он победителем придет, они могли сесть по правую и левую руку Его престола, Он им ответил: Можете ли вы, готовы ли вы пить чашу, которую Я пью? — т.е. разделить ту судьбу, которую Я взял на Себя по любви, к вам, к человеческому роду, готовы ли вы погрузиться в тот ужас, который будет ужасом Моей судьбы: предательство, поцелуй Иуды, бегство апостолов, одиночество, беззаконный суд, лжесвидетельство и, наконец, осуждение на смерть, и путь на Голгофу, нося крест, на котором Ему надлежало быть распяту и умереть? И когда Его пригвождали ко кресту, когда этот крест ставили так, чтобы Он мог умереть на глазах у всех медленной смертью, под насмешками Его осудителей и мучителей, каковы были Его слова? — Прости им, Отче, они не знают, что творят… И Божия Матерь стояла, и ни словом не стала умолять, чтобы пожалели Ее Сына, ни словом Она не обратилась к Нему, с тем чтобы Он Божественной властью и силой Своей сошел со креста, потому что Она знала, что для того-то Он и пришел а мир.

Я когда-то спрашивал Святейшего, приснопамятного, дорогого всем нам патриарха Алексия, как бы он определил Церковь, и он мне сказал: Церковь — это тело Христово, распинаемое ради спасения своих мучителей… Только тогда, когда мы являемся жертвой, получаем мы ту власть, которую Христос имел, сказать: Прости им, Отче! — потому что принятием страдания без протеста, безмолвно отдавая себя (Христос сказал: Никто не отнимает у Меня жизни, Я отдаю ее свободно) — когда мы тоже отдаем себя на поругание, на насмешки, а порой и на худшее, мы получаем власть прощать.

Близкий мне человек, друг мой, старше меня лет на двадцать с лишним, был взят в концентрационный лагерь во время немецкой оккупации. Когда он вернулся, я его опросил, встретив на улице: Что вы принесли с собой из лагеря? И он мне сказал: Неумолкающую тревогу. Я на него посмотрел и сказал: Неужели вы там потеряли веру? — Нет, — сказал он, — но пока я был в лагере, пока я был в страдании, под опасностью смерти, когда меня мучили, терзали и голодом и побоями, я в любую минуту мог сказать: Отче, прости им, они не знают, что творят! — и я знал, что Господь не может не услышать мои молитвы, потому что я своей кровью Ему свидетельствовал в том, что я всерьез эти слова произношу, из глубины страдания взываю о прощении моих мучителей. А теперь я на свободе, а те, которые нас так мучили, так терзали, так зверски с нами поступали, может, не покаялись, не поняли, что они делали, но когда я кричу к Богу, вопию к Нему, плачу перед Ним о том, чтобы Он их как-нибудь спас, не может ли Господь мне сказать: Легко теперь о них молиться: ты не страдаешь; чем ты докажешь Мне свою искренность в молитве?.. Вот отношение простого русского христианина. И к этому все мы призваны, потому что мы крещением облекаемся во Христа, потому что мы миропомазанием получаем Духа Святого, потому что мы причащением становимся одним телом, одной жизнью со Христом Спасителем, Сыном человеческим, во всем подобным нам, кроме греха, но и Сыном Божиим, и начинается в нас тот процесс, который должен нас приобщить Божественной жизни в конце времен.

И вот когда мы думаем о Покрове Божией Матери над Русской землей, разве мы не можем понять, что Она — да, вместе с нами стояла у престола Божия, что Она слезно молила Бога о том, чтобы милость сошла на нас, чтобы крепость нам была дана, но не о том, чтобы мы были лишены чудесного дара жить и умирать во спасение тех, которым нужно наше прощение и нужно свидетельство о том, что значит быть человеком, в котором живет Божественная любовь.

Но вы скажете: Как это сделать? Где найти силы?.. Апостол Павел обратился к Богу, видя, что ему надлежит совершить на земле, обратился к Нему с мольбой о силе, и Христос ему ответил: Довольно тебе Моей благодати, сила Моя в немощи твоей проявляется… В какой немощи? Конечно, не в страшливости, не в трусости, не в лени, не в унынии, а в той немощи, которую мы можем явить, когда мы отдаем себя беззащитно, как ребенок себя отдает в объятия матери, не защищаясь, просто зная, что он безопасен в ее объятиях. Вот как мы должны отдать себя Богу, и тогда сила Божия в нас совершится, не мудростью наших слов, не силой наших действий, а открытостью нашей благодати Божией, которая будет изливаться через нас на всё и на всех вокруг нас.

Мы имеем другую еще радость сегодня: мы впервые можем молиться Святейшему Патриарху Тихону. Он для нас — образ многострадальной, распятой Руси. Он, человек старого времени, вошел в новое время, неведомое ему до того, и вгляделся в пути Божии; и эти пути он сумел прозреть, и смысл их для себя и для других раскрыть, и он поставил Церковь в должное положение по отношению к земным властям и к Богу. Он для нас — образ всех новомучеников, которых мы вспоминаем, всех подвижников веры, мужчин и женщин, детей и стариков, которые свою жизнь отдали, которые жизнью и смертью поплатились за то, что они захотели до конца остаться Христовыми. Он как бы ключ, он — средоточие всего этого подвига. Он в свое время соединял невидимо, через непроходимые границы, тех, которые остались на многострадальной, измученной нашей родной земле, и тех, которые, подобно моим родителям и мне, оказались на чужбине, лишенные родины и лишенные такой земли, в которой они могли стать своими. Он нас соединял, он был тем, который за нас всех молился и за которого мы и тут, и там могли молиться одним сердцем. Какое чудо! Конечно, он молился за нас, за Русскую землю и когда был на земле живым, и когда предстал перед престолом Божиим. Признание его святости говорит в первую очередь не о его святости, а о том, что теперь мы можем ее провозгласить, о том, что теперь мы ее понимаем, как, может быть, не понимали раньше, и благодарим Бога за то, что, подобно ему, следуя его учению, его образу, миллионы людей на родной земле жили и умирали по вере своей. Слава Богу!.. И поэтому когда нам придет время скорби, большой или малой, будем помнить, что скорбь наша — это скорбь Христова, что несем мы эту скорбь, потому что мы Христовы, потому что мы — тело Христово на земле, продолжение Его телесного присутствия, Его распятого тела. Аминь!

Рекомендовано для использования на уроках ОПК.

Елизавета Киктенко

Праздник Покрова Пресвятой Богородицы 2019: молитвы, традиции, история

Православная церковь ежегодно отмечает праздник Покрова Пресвятой Богородицы 14 октября — в этот день христиане вспоминают чудесное явление Божьей Матери, которая распростерла над молящимися свое широкое белое покрывало — покров, защитив их от видимых и невидимых врагов

Произошло это чудо, по преданию, в середине X века во Влахернской церкви Константинополя, где хранились риза Пресвятой Богородицы, головной покров и пояс.

На Руси этот праздник, который пришел из Византии, стал одним из самых почитаемых и важных, хотя и не входит в число двунадесятых.

Чудесное явление

Произошло в 910 году в Константинополе, во времена царствования императора Льва VI, известного под прозвищем Мудрый или Философ за любовь к книжной мудрости.

Согласно преданию, Константинополь осаждали полчища врагов, которые в любой момент могли ворваться в город, разрушить и сжечь его. Храм стал единственным прибежищем жителей осажденного города, где люди в молитве просили у Бога спасения от варваров.

Чудо произошло во время всенощного бдения — все находившиеся в храме, в том числе император и императрица, а также множество придворных и простой люд, горячо молились об избавлении от врага.

© photo: Sputnik / С. Зимиах

Репродукция иконы «Покров Богоматери» (XV век)

В храме среди молящихся были Святой юродивый Андрей со своим учеником Епифанием. Вдруг они увидели, как Сама Божья Матерь коленопреклоненно молится перед Господом о спасении народа. После чего подходит к Престолу и, еще раз помолившись, снимает со Своей головы покрывало и простирает его над молящимися в храме людьми, защищая их от врагов.

Покров в руках Пречистой Матери, окруженной ангелами и сонмом святых, сиял «паче лучей солнечных», а рядом стояли Святой Иоанн Креститель и апостол Иоанн Богослов. Исчезла Божья Матерь так же незаметно, как и появилась.

На следующее утро стало известно о том, что враги отступили от города. Так Богородица спасла Константинополь от разорения и гибели людей. Это явление Божией Матери народу стало знаковым для всех, рассказы о нем передавались из уст в уста. Люди стали обращаться к Богоматери в своих молитвах, прося о защите и «покрове».

День Покрова, несмотря на заступничество Божьей Матери, не был внесен в число праздничных греками — праздник был установлен в XII веке Русской церковью.

Какие традиции связаны с праздником Покрова Пресвятой Богородицы

Православные христиане 14 октября отмечают один из важнейших праздников — Покров Пресвятой Богородицы и Приснодевы Марии. Какие традиции связаны с этим днем — в материале корреспондента агентства «Минск-Новости».

Из истории праздника

Основой торжества стали события, которые произошли в Константинополе в начале X в. На город напали вражеские войска, а помощь все не приходила. Тогда жители Константинополя стали прятаться во Влахернском храме, в котором хранились риза Богоматери и Ее головной покров, и молились. Среди них были Андрей Юродивый и его ученик Епифаний.

Согласно преданию, в ту ночь во время всенощной Пресвятая Богородица явилась людям, идя по воздуху в окружении святых. Некоторые источники сообщают, что Ее видели только Андрей и Епифаний.

Закончив молиться, Богородица сняла со своей головы омофор (покров, покрывало) и раскрыла его над жителями города. Покров защитил город, а буря, которая внезапно поднялась, унесла все вражеские корабли в море.

Праздник Покрова Пресвятой Богородицы существует в православии с XII в. В честь него в 1165 г. великим князем Владимирским Андреем Боголюбским был построен один из самых красивых храмов Руси — храм Покрова на Нерли.

Традиции этого дня

Считается, что в этот праздник осень встречается с зимой и наступают первые холода. К этому дню уже появляется первый иней, а листва окончательно опадает с деревьев. В народе говорили: «Покров кроет землю то листом, то снегом».

К Покрову завершали все сельскохозяйственные работы и готовились к зиме. В этот праздник устраивали шумные гулянья и ярмарки.

В этот день не занимались домашними делами, уборкой и шитьем. Порядок в домах наводили накануне.

Какие обряды проводили на Покров

На Покров топили печь яблоней, чтобы зимой обязательно было тепло. Также пекли блины, на которые звали своих усопших родственников.

Считалось, что с этого праздника начиналась свадебная пора. Девушки, которые мечтали выйти замуж, с самого утра шли в церковь, чтобы поставить праздничную свечу. Та девушка, которая быстрее поставит свечу, раньше и станет женой.

Британские и американские праздники

Каждая страна и каждый народ имеют свои традиции и обычаи . Англичане гордятся своими традициями и бережно хранят их. Англичане празднуют Рождество 25 декабря. Рождество — семейный праздник. Это время, когда вся семья собирается вокруг елки, украшенной игрушками и сладостями. Дети верят, что когда они спят, Дед Мороз приходит с большим мешком игрушек. Часто вешают на подарки большие чулок .Во всех семьях устраиваются рождественские ужины. Едят традиционные блюда — индейку, утку и пудинг. В день Нового года они смотрят старый год и Новый год. Есть некоторые традиции в День Нового года. Один из них — старый First Footing. Очень важно, чтобы первый мужчина вошел в дом. Англичане считают, что он приносит удачу. Этот мужчина (не женщина) должен быть здоровым, молодым и симпатичным. Приносит подарки — хлеб, уголь или монету. Еще один любимый праздник — Св.День святого Валентина 14 февраля — праздник любви и привязанности , день отправки валентинок и подарков тем, кого любишь, Будь моим Валентином — англичане с этим словом просят стать друзьями или спутником Валентинки часто украшают символами любовь — красные сердечки и розы, лент и шнурков . В Англии традиция празднования Пасхи уходит корнями в историю нации. Пасха — церковный праздник. Бытует мнение, что надеть на Пасху 3 обновки принесет удачу.

Традиционно Пасху в этот день проводят парады людей в ярких новеньких весенних нарядах. Еще один обычай — украшение яиц для детей. Во дворах спрятаны яйца. Маленькие дети верят, что пасхальный кролик приходит и оставляет им яйца. Пасхальные конфеты сделаны в виде яиц, цыплят и кроликов. Хэллоуин — это день или вечер накануне Дня всех святых. Дети наряжаются в костюмы на Хэллоуин и надевают маски на лица. Они выходят на улицы просить милостыню.Люди дарят им сладости, печенье и яблоки. Любимый обычай Хэллоуина — сделать фонарь из тыквы (дети соскребают тыкву и вырезают глаза, нос и рот). Они зажигают в тыкве свечу, чтобы напугать своих друзей.



В Великобритании есть так называемые государственные праздники. До 1834 года Банк Англии отмечал около тридцати трех дней святых и религиозных праздников как праздников, но согласно Парламентскому акту 1834 года, это число было резко сокращено до четырех: 1 мая, 1 ноября, Страстная пятница и Рождество.Согласно Парламентскому акту 1871 года существует 4 государственных праздника (государственные праздники в Великобритании называются государственными праздниками, потому что банки, как стены, так и большинство офисов и магазинов закрыты), Пасхальный понедельник, весенний банковский выходной (Троица), 26 декабря — День подарков и первый день праздника. Другие государственные праздники — Страстная пятница, Первомай, Масленица, День дурака и День матери.

В США праздники бывают как аналогичные тем, что отмечаются в Англии, так и особые, национального колорита.Каждый из 50 штатов устанавливает своих официальных выходных. Но есть праздники, которые общие, для всех федеральных ведомств. Это Новый год, День рождения Вашингтона — «День президента», День памяти, День независимости и День благодарения.

Есть также много традиционных праздников, таких как День Святого Валентина, День матери и Хэллоуин. Возможно, «два самых американских праздника» — это 4 июля и День благодарения. День независимости похож на большой национальный праздник.Он проходит по всей стране: в кварталах, , на пляжах или в парках. В некоторых городах проходят парады с участием оркестров и флагов, и многие политики пытаются произнести патриотическую речь, если есть слушатели. Но что делает этот праздник захватывающим, так это атмосфера удовольствия. Семьи устраивают пляжные вечеринки с хот-догами и гамбургерами, волейболом, салютом и ракетами по ночам. Национальный день рождения — это также самая большая ежегодная летняя вечеринка в стране.Как Рождество.



День благодарения — это день, когда семьи собираются вместе. На застолье готовят традиционные блюда — индейку или ветчину, клюквенный соус и кукурузные блюда, хлеб и булочки, тыквенные пироги. День святого Валентина, 14 февраля, — это день влюбленных, когда влюбленные весело выражают друг другу свою привязанность . Карты могут быть разными, но сообщение одно и то же: «Ты будешь моей Валентиной?»
Хэллоуин означает «вечер падуба».Он состоится 31 октября. На вечеринках люди одеваются в странные костюмы и притворяются , что они ведьмы . Они вырезали ужасные лица из картошки и тыквы и вставляли внутрь свечу, которая светила глазами. Люди могут играть в разные игры, например, пытаться съесть яблоко из ведра воды, не используя руки.

В последние годы дети, одетые в белые простыни, стучали в двери на Хэллоуин и спрашивали, любите ли вы шутки или угощения.Если вы дадите им что-нибудь приятное — угощение — они уйдут. Но если вы этого не сделаете, они сыграют с вами злую шутку, например, сделают много шума на пороге вашего дома.

Глоссарий

обычай, n — давно сложившийся образ поведения или убеждение

чулок, n — большой носок, который дети оставляют, когда ложатся спать в канун Рождества, чтобы его можно было наполнить маленькими подарками.

привязанность, n — чувство симпатии к человеку или месту

лента, n — длинная узкая полоска материала, используемого для связывания вещей между собой или в качестве украшения

кружево, n — декоративное полотно, которое изготавливается путем плетения тонких ниток тонкими узорами с отверстиями в них.

jack-o-lantern, n — тыква, которая была выдолблена и вырезана с отверстиями в форме глаз, носа и рта, и зажжена свечой внутри, которая сделана на Хэллоуин.

тыква, n — крупный круглый овощ с твердой желтой или оранжевой мякотью

установить, v — запустить то, что будет продолжаться долго

общий, прил. — принадлежащий или совместно используемый двумя или более людьми или предметами

окрестности, n — соседние места находятся рядом или рядом друг с другом

Группа

, группа музыкантов, играющих современную музыку вместе

фейерверк, n — громкий шум при взрыве взрывчатых веществ, образующих яркие цветные узоры

ежегодно, корректируются ежегодно

клюква, н — маленький круглый красный плод с кислинкой на вкус

привязанность, n — чувство симпатии к человеку или месту

притворяться, v — вести себя так, как будто что-то правда, когда вы знаете, что это не так, особенно для того, чтобы обмануть людей или как игра

ведьма, n — женщина, которая, как считается, обладает магическими способностями и использует их, чтобы причинить вред или помочь другим людям

ведро, n- контейнер с открытым верхом и ручкой, часто используется для переноски жидкостей

Обсуждение

ü Как англичане отмечают Рождество? Они встречают Новый год?

ü Как поживает св.День святого Валентина отметили?

ü Что такое Пасха?

ü В чем особенности Хэллоуина?

ü Что вы знаете о государственных праздниках? Почему у них такое название?

ü Отмечают ли одни и те же праздники люди, живущие в разных штатах Америки? Есть ли общие праздники? Кто они такие?

ü Что такое День Независимости и как его отмечают?

ü Как отмечают День Благодарения?

ü Что означают валентинки?

ü Есть ли особенности Хэллоуина в США?

o Отмечаются ли в России какие-либо британские праздники?

o Знаете ли вы какие-нибудь другие типично британские праздники?

o Найдите информацию о британских праздниках, связанных с королевской семьей.

Праздники в России

Обмен идеями

1. Какие праздники исчезли в вашей стране?

2. Какие новые праздники, по вашему мнению, нужны вашей стране?

3. Сколько у вас праздников в вашей стране?

4. Какие особенные блюда связаны с вашим любимым праздником?

5. Отмечаем ли мы какие-либо праздники, которые обычно отмечаются в Великобритании?

Праздники России

Если вы думаете о наиболее подходящем времени для работы в России, забудьте о мае. Во-первых, это двухдневное празднование 1 мая, которое при Советской власти было Международным днем ​​солидарности трудящихся, а теперь — Днем труда и весны. Затем 9 мая, День Победы, знаменующий победу России во Второй мировой войне. С выходными между ними и парой дней, которые нужно сделать на завершение, многие россияне не появляются на своих рабочих местах примерно двухнедельных .

Помимо внушительной потери рабочего времени для национальной экономики, российские праздники также удивительно противоречивые с идеологической точки зрения. 12 июня, относительно новый праздник, День Российской Федерации, отмечается в 1990 году, когда Россия приняла декларацию о суверенитете . 7 и 8 ноября страна по-прежнему отмечает годовщину большевистской революции 1917 года, которая при Советском Союзе привела к созданию СССР.В наши дни годовщину революции называют Днем Примирения и Единства.

12 декабря, День Конституции, знаменует принятие Конституции 1993 года, которая узаконила конец советской эпохи.

В наши дни Новый год остается самым большим и популярным зимним праздником в России. Однако после краха атеистического режима Россия начала праздновать православное Рождество , которое, согласно старому церковному календарю, наступает после светского Нового года — 7 января.Вечером 13–14 января россияне также отмечают, хотя и неофициально, так называемый «старый Новый год».

Не проходит и месяца, как наступает еще один праздник — 23 февраля, День армии. Исторически этот праздник не имеет ничего общего с созданием ни Советской, ни Российской армии. Напротив, в тот день 1918 года лидеры большевиков призвали рабочих взяться за оружие, чтобы защитить Санкт-Петербург от белогвардейцев, приближавшихся к городу. Менее чем через две недели после Дня армии наступает первый весенний государственный праздник : 8 марта в стране отмечается Женский день, еще один советский праздник .Праздник 8 мая возник благодаря немецкой социалистке Кларе Цеткин, которая открыла Международный женский день (IWD) в 1911 году. Большевики приняли его после прихода к власти. А ведь именно в этот день советские женщины ожидали, что им будут преподносить цветы, заботиться о них и в целом обращаться с ними галантно.

Только два государственных праздника в России сохраняют свое первоначальное значение и одинаково любимы всеми в стране — Новый год и День Победы. Встреча Нового года всегда была семейным праздником.А поскольку Вторая мировая война коснулась каждой семьи в России, День Победы остается священным днем ​​для всех, поистине объединяющим страну.

Помимо государственных праздников, отмечаемых на всей территории России, дагестанцы соблюдают и свои традиционные праздники. Будучи последователями ислама и в соответствии со своей религиозной свободой, они отмечают Ураза-байрам по случаю завершения поста в священный месяц Рамазан, 9-й месяц исламского лунного календаря.Еще один крупный религиозный праздник — Курбан-байрам, отмечается через 70 дней после Рамазана. Перед этим тысячи мусульман Дагестана совершают паломничества в Мекку и Медину, священные места ислама. Эти и другие исламские праздники — подвижных , что связано с тем, что они основаны на лунном календаре, который на 10 или 11 дней короче солнечного, григорианского календаря.

Дагестанцы также соблюдают нерелигиозные праздники. Это: Навруз Байрам , древний народный праздник, знаменующий начало весны, Праздник первой борозды в основном отмечается сельским населением по случаю начала нового сельскохозяйственного года, День пастухов, профессиональный праздник. пастухов летом, Фестиваль цветов, который обычно проводится в Ахтинском районе в мае, Фестиваль черешни, который обычно отмечается в Касумкентском районе в июне и т. д.В последние годы стало традицией отмечать День белых журавлей в память павших на полях сражений. По инициативе поэта Расула Гамзатова эту памятную дату ежегодно отмечают в селе Гуниб. Главный национальный праздник Дагестана — День Конституции, отмечаемый на всей территории республики 26 июля.

Глоссарий

соответствующий, прил. — правильный или правильный для конкретной ситуации или случая

две недели, n — период две недели

противоречивый, прил. — констатирующий противоположность факту или утверждению

суверенитет, n — власть или власть управлять

примирение, n — процесс восстановления дружеских отношений между двумя людьми или группами людей после того, как они серьезно поспорили или поссорились и держались отдельно друг от друга, или ситуация, в которой это происходит

узаконить, v — сделать (что-то) законным или приемлемым

коллапс, n — не иметь возможности продолжать или оставаться в эксплуатации; сбой

Православный, прил. (Верований, идей или действий), следующих общепринятым убеждениям или стандартам

светский, прил. — не имеющий никакого отношения к религии

публичный, прил. — официальный

остаток, n осталось признаков от предыдущих времен

галантно, совет (мужчины) вежлив и добр по отношению к женщинам, особенно на публике

сохранить, v — сохранить или продолжить иметь:

священный, прил. — считается святым и заслуживает уважения, особенно из-за связи с богом

голодание, n — период времени, когда вы не едите

лунный, прил. Лунный

паломничество, n — путешествие паломника в место, которое считается особенным и которое вы посещаете, чтобы выразить свое уважение

движимое, без фиксированной даты

солнечная, прил. Солнечная

журавль, н — высокая птица с длинными тонкими ногами и длинной шеей

поминовение, сущ. То, что делается для того, чтобы официально вспомнить и отдать дань уважения великому человеку или событию.

Обсуждение

ü Перечислим все праздники, отмечаемые в России.

ü Какой месяц в году самый неподходящий для работы? Зачем? Используйте свой собственный опыт.

ü Какой праздник мы отмечаем 9 мая?

ü Скажем пару слов о Дне Российской Федерации.

ü Какие праздники мы отмечаем зимой? Есть ли зимой религиозные праздники?

ü Почему Православное Рождество празднуется 7 января?

ü Что можно сказать о празднике, который выпадает на 23 февраля? Имеет ли это какое-либо отношение к формированию Советской Армии?

ü Кто и начал Международный женский день? Дайте предысторию этого праздника.

ü Какие праздники в России сохраняют первоначальный смысл и одинаково любимы всеми в стране? Зачем?

ü Дайте отчет о самых важных праздниках в Дагестане.

o Сравните характер государственных праздников в России с праздниками в Великобритании. Найдите похожие и разные функции.

o Как вы думаете, где праздники более политически окрашены?

o Выявить черты, наиболее характерные для русских и английских праздников.

Комментарий (согласен или не согласен, скажите, почему) на следующие цитаты известных людей:

v Хороший отпуск — это праздник, проведенный среди людей, чьи представления о времени более неопределенны, чем ваше.
* Джон Бойнтон Пристли (английский писатель и драматург)

v «Однажды я хотел стать атеистом, но сдался — у них нет праздников».

* Хенни Янгман (британский комик и скрипач, известный своими «остротами», короткими, простыми шутками, которые обычно произносятся быстро)

v Лучший из подарков вокруг любой рождественской елки: присутствие счастливой семьи, погруженной друг в друга.

* Бертон Хиллис (американский писатель)

Заполните следующую таблицу

Праздник способ празднования (при наличии)
Новый год Великобритания США Россия
Рождество
Санкт-ПетербургДень святого Валентина
Пасха
День Благодарения
День дураков
День независимости
предложите другие праздники и заполните таблицу

Часть 8 Фильм / Моя любимая кинозвезда

Обмен идеями

1.Как часто ты ходишь в кино?

2. Вы смотрите американские фильмы на английском языке (с субтитрами) или предпочитаете дублировать фильмы на вашем родном языке? Объяснить, почему.

3. Какой ваш самый любимый фильм?

4. Вы когда-нибудь смотрели один и тот же фильм более одного раза? Если да, назовите его (или их).

5. Что вы думаете о людях, которые разговаривают во время просмотра фильмов в кинотеатре?

6. С какой кинозвездой вы бы хотели встретиться больше всего? Что бы вы сделали, если бы встретили его?

7.Если по книге превращается в фильм, вы предпочитаете сначала прочитать книгу или сначала посмотреть фильм?

8. Какой фильм вы смотрели последним? Что ты думаешь об этом?

Кино, кинотеатр, кинотеатр

В 1995 году мы отметили 100-летие кинематографии. Столетие назад братья Люмьер сняли свои первые трехминутные фильмы, которые были продемонстрированы публике 28 декабря 1895 года в Париже.

С тех пор началась новая эра — эра кинематографии.Он стремительно распространился по миру и очень скоро превратился в одно из самых популярных искусств и развлечений. ХХ век по праву можно назвать веком кинематографии. Сегодня кинотеатр считается одним из главных современных искусств. Он объединяет таких искусства, как живопись, литература, театр, архитектура и музыка. Поэтому в производстве фильмов задействовано множество людей разных профессий: сценариста , режиссера , продюсера, кинооператоров, художников по костюмам, композиторы, актеры, актрисы и многие другие.

Первые фильмы были немыми и черно-белыми, фильмами. Первыми фильмами на Западе были мелодрамы и комедии. В России это в основном исторические и экранизации лучших романов.

С двадцатого века Голливуд, известная американская киностудия, стал центром мировой индустрии кино .

В начале 30-х были выпущены первые звуковые фильмы. Кинематограф имел большое значение во время двух мировых войн.Лучшие кинооператоры уехали на фронт снимать документальные фильмы о героизме солдат. Художественные фильмы того времени помогли людям пережить лишений войны.

Фильмы демонстрируются в кинотеатрах (кинотеатрах (кино) США). Их много в каждом городе. В программе раньше был художественный фильм, которому предшествовала кинохроника , документальный фильм, научно-популярный фильм или даже мультик .В нашей стране есть интервалы между представлениями, и дневное шоу называется утренник . В большинстве кинотеатров западных стран нет интервалов между программами, и люди могут оставаться в кино сколько угодно.

Сегодня большинство людей предпочитают смотреть видеофильмы и телепередачи, но фильмы никогда не перестанут быть одним из лучших развлечений во всем мире. Кроме того, кино играет большую воспитательную роль в жизни общества. Помогает воспитать подрастающее поколение, расширить кругозор молодежи.

Глоссарий

развлечения, n — шоу, фильмы, телевидение или другие представления или действия, которые развлекают людей, или представление этого типа

modern, прил — существующий или происходящий сейчас

объединяться, v — (заставлять) существовать вместе, или объединяться вместе, чтобы образовать одну вещь или группу

сценарист, н — человек, пишущий слова для фильмов, радио или телепередач

режиссер, n — лицо, которое отвечает за фильм и объясняет актерам, как играть их роли

продюсер, человек, который принимает практические и финансовые меры, необходимые для создания фильма, спектакля, теле- или радиопрограммы.

оператор, n — лицо, которое управляет камерой при создании фильмов или телепрограмм

черно-белый, прил бесцветный

экранизация, киноверсия некоторого литературного произведения

фильм, n — ГЛАВНОЕ США ДЛЯ кино фильм

художественный фильм — фильм, обычно продолжительностью 90 минут и более

лишения, n — (то, что вызывает) трудные или неприятные условия жизни, или пример этого

кинохроника, n — короткометражный фильм, состоящий из новостных репортажей, обычно снятый в прошлом для показа в кинотеатре.

научно-популярный фильм фильм по фантастической истории

мультфильм — фильм, созданный с использованием персонажей и изображений, которые не являются реальными, а нарисованными и обычно забавны.

matinee, n — фильм или спектакль, который проводится в течение дня, особенно после обеда.

прекратить, v- остановить что-то

Обсуждение

ü Кто и когда создал кинематограф?

ü Какие виды искусства объединяет кино и люди какой профессии задействованы в производстве фильмов?

ü О чем были первые фильмы на Западе и в России?

ü Какую роль играет кино в нашей жизни?

ü Почему кино было так важно во время войны?

ü Что такое утренник?

ü Может ли кино принести какую-либо пользу людям, особенно молодым, кроме развлечения? Как?

o Какие известные голливудские киностудии вы знаете?

o Почему вы ходите в кино?

o Дайте синопсис одного из ваших любимых фильмов, объясните, почему он вам нравится.

o Кто ваш любимый актер (актриса), почему вы думаете, что он особенный?


Блок 7: Праздники и традиции. Переговоры

: -, «».
7: «. ».

Задача 1

Расскажите о праздниках и торжествах .
Запомните , чтобы обсудить:
• какие случаи люди обычно празднуют, почему
• нравится ли вам отдых и почему
• какой праздник твой любимый, почему
• какой праздник в России вызывает особую гордость почему

Люди во всем мире отмечают разные праздники, такие как Новый год, Рождество или Пасху, потому что эти празднования являются частью их культуры, и люди стараются сохранить эти традиции.Кроме того, они обычно отмечали праздники, связанные с историей своей страны, например День благодарения в США или ночь Гая Фокса в Великобритании. Кроме того, некоторые люди отмечают такие особые события, как выпускной, получение работы или выход на пенсию, потому что это памятные события в их жизни. И, конечно, большинство людей отмечает такие семейные события, как дни рождения или свадьбы, потому что хотят порадовать своих близких и сохранить семейные традиции.

Лично я люблю отмечать праздники.Для меня праздник — это не просто выходной, а особый случай, и я обычно готовлюсь к нему заранее. В первую очередь считаю, что праздники — важный способ сохранить наши традиции. Кроме того, это хороший шанс собрать семью и познакомиться со всеми своими друзьями и родственниками. Более того, мне нравится эта идеальная атмосфера за праздничным столом, когда мама готовит праздничный ужин, а люди дарят и получают подарки.

Мой самый любимый праздник — это, конечно же, Новый год, потому что я всегда получаю много подарков.Кроме того, мне нравится атмосфера этого праздника, так как здесь царит атмосфера ожидания. Традиционно 31 декабря мы украшаем елку и кладем под нее подарки. Мне также нравится семейный обед, который является центральной частью нашего праздника. Когда часы в Кремле пробьют двенадцать, мы поздравляем каждого с наступающим Новым годом, а затем идем гулять и устраиваем салют. Прекрасное время года.

Праздник, которым я особенно горжусь, — День Победы. Он отмечает победу нашей страны во Второй мировой войне.В этот день мы обычно возлагаем цветы к могиле Неизвестного солдата и чествуем память моего деда, погибшего на этой войне. Особенно меня впечатлила церемония, когда по всей стране на минуту замолкают в честь тех, кто погиб, защищая нашу Родину. Я считаю, что это одна из самых важных традиций в нашей стране, и мы должны поддерживать ее, чтобы напоминать нашим детям об ужасных последствиях войн.

Вопросы
1. Какие праздники отмечают в России?
2.Вы отмечаете традиционные русские праздники? Зачем?
3. Какой праздник самый популярный в России?
4. Какие профессиональные праздники в России вы знаете?
5. Вы бы предпочли отмечать праздники с друзьями или с родственниками? Зачем?
6. Какие зарубежные праздники вы бы хотели отметить? Зачем?

Задача 2

Расскажите о традициях .
Помните , чтобы обсудить:
• почему важно поддерживать разные традиции
• сохранились ли в России старые традиции
• какие традиции хранятся в вашей семье, почему
• какие традиции вызывают особую гордость за свою страну, почему

Что такое традиция? Я считаю, что традиции — это способ определить, кто такие люди, поэтому очень важно, чтобы традиции сохранялись в стране.Возьмем, к примеру, Великобританию. Это уникальная страна, связанная с довольно древними традициями. В Великобритании до сих пор сохранилась традиционная униформа. Есть также много традиционных церемоний, таких как Смена караула в Букингемском дворце, Войска
. Цвет, который проводится в официальный день рождения королевы, или Церемония ключей, которая проводится каждую ночь в Лондонском Тауэре. Кроме того, традиции являются неотъемлемой частью нашей культуры, потому что они объединяют разные поколения и передают различные верования, обычаи и обычаи из прошлого в настоящее.

Россия — страна с большой культурой, где до наших дней сохранилось множество старых традиций. Например, россияне традиционно отмечают конец зимы и начало весны, сжигая на кострах соломенные чучела зимы и поедая блины с медом, икрой или сметаной. Эта давняя традиция до сих пор жива во многих местах России. Однако есть много традиционных праздников, о которых в наши дни почти забыли. Один из них — «Ночь Ивана Купалы».Этот весенний праздник восходит к языческим временам на Руси и ассоциируется с солнцем, водой и огнем. Люди прыгали через высокие костры, которые были обычным символом фестиваля. Они также купались в реках и собирали травы, которые обладали магической силой и защищали от различных болезней. Жалко, что эти знания сейчас утеряны.

В моей семье много традиций, например, празднование дней рождения, праздников и традиционных свадебных церемоний. Они помогают сохранить семью и делают нашу жизнь интереснее.Семейный обед — это еще одна традиция, которую мы стараемся поддерживать в нашей семье. На мой взгляд, семейные обеды отражают культуру и традиции страны. Кроме того, это хороший шанс для родителей и детей поговорить. Обычно мы собираемся вместе вечером и рассказываем друг другу, что произошло днем. И я всегда чувствую любовь и поддержку своей семьи. Я считаю это очень важным.

Есть некоторые русские традиции, которыми я особенно горжусь, потому что они уникальны и заставляют нас чувствовать себя немного отличными от других национальностей.Например, гостя в России всегда встречают символом животворной пищи — хлебом-солью. Еще одна традиция, которой я горжусь, — это русская свадебная церемония, которая сильно отличается от той, к которой привыкли в разных странах. Например, только в России жених должен заплатить выкуп за невесту. Все разыгрывается в шутку, и обе стороны в основном соревнуются в смысле юмора.

Вопросы
1. Какие традиции общие для всех стран?
2.Ваши друзья следуют старинным русским традициям? Зачем?
3. Какие бытовые русские традиции вы знаете?
4. Есть ли в вашей школе какие-то традиции?
5. Хотели бы вы, чтобы в вашей жизни было больше традиций? Зачем?

BBC — Викторианское Рождество — История Рождества

Сейчас это сложно представить, но в начале XIX века Рождество почти не праздновали. Многие предприятия даже не считали это праздником. Однако к концу века он стал крупнейшим ежегодным праздником и принял форму, которую мы признаем сегодня.

Преобразование произошло быстро и охватило все слои общества.

Виктория и Альберт собрались вокруг елки со своими детьми.

Многие приписывают это изменение королеве Виктории, и именно ее брак с немецким принцем Альбертом представил некоторые из наиболее ярких аспектов Рождества. В 1848 году в журнале « Illustrated London News » был опубликован рисунок, на котором королевская семья празднует праздник вокруг украшенной рождественской елки — традиция, которая напоминала детство принца Альберта в Германии.Вскоре в каждом доме в Британии появилось дерево, украшенное свечами, сладостями, фруктами, самодельными украшениями и небольшими подарками.

В 1843 году Генри Коул заказал художнику дизайн рождественской открытки. На иллюстрации изображена группа людей за обеденным столом и рождественское послание. Для обычных викторианцев они стоили один шиллинг за штуку, поэтому были недоступны сразу. Однако это мнение прижилось, и многих детей, в том числе королевы Виктории, попросили сделать свои собственные рождественские открытки.В наш век индустриализации технология цветной печати быстро стала более совершенной, что привело к значительному падению цен на изготовление карточек. Вместе с введением полпенсовых почтовых расходов индустрия рождественских открыток начала расти. К 1880-м годам отправка карточек стала чрезвычайно популярной, создав прибыльную отрасль, которая произвела 11,5 миллионов карточек только в 1880 году. Коммерциализация Рождества шла полным ходом.

Традиционные викторианские крекеры

Еще одна коммерческая рождественская индустрия зародилась в викторианцах в 1848 году, когда британский кондитер Том Смит изобрел новый смелый способ продажи сладостей.Вдохновленный поездкой в ​​Париж, где он увидел бон боны — засахаренный миндаль, завернутый в скрученную бумагу, — он придумал рождественский крекер: простой пакет со сладостями, который ломается при разрыве. В конце викторианской эпохи сладости были заменены небольшими подарками и бумажными шляпами, и в этой форме они остаются неотъемлемой частью современного Рождества.

Украшение дома на Рождество также стало более сложным делом. Средневековая традиция использования вечнозеленых растений продолжилась, однако стиль и размещение этих украшений стали более важными.Старый обычай просто украшать стены и окна веточками и прутьями был нюхан. Приветствовались единообразие, порядок и элегантность. Были инструкции, как сделать сложные синтетические украшения для жителей городов. В 1881 году журнал Cassell’s Family Magazine дал строгие указания хозяйке дома: «Чтобы вызвать общее чувство удовольствия, многое зависит от окружающей обстановки … Стоит потратить немного усилий на украшение комнат».

Подарки традиционно проводились на Новый год, но переместились, когда Рождество стало для викторианцев более важным.Изначально подарки были довольно скромными — фрукты, орехи, сладости и небольшие безделушки ручной работы. Их обычно вешали на елку. Однако по мере того, как раздача подарков становилась все более важной для фестиваля, и подарки становились больше и покупались в магазинах, они перемещались под елку.

Рождественский пир уходит корнями в раннее средневековье, но именно в викторианскую эпоху обед, который мы теперь ассоциируем с Рождеством, начал формироваться. Изучение ранних викторианских рецептов показывает, что пироги с фаршем изначально готовились из мяса — традиция, восходящая к временам Тюдоров.Однако в 19 веке в составе этого праздничного блюда произошла революция. Смеси без мяса начали набирать популярность в некоторых высших эшелонах общества и превратились в те пироги с фаршем, которые мы знаем сегодня.

Жареная индейка зародилась в викторианской Британии. Раньше центральным элементом рождественского ужина были другие виды жареного мяса, такие как говядина и гусь. Индейку добавляли к этому более богатые слои общества в 19 веке, но ее идеальный размер для семейного собрания среднего класса означал, что она стала доминирующим блюдом к началу 20 века.

Хотя колядки не были чем-то новым для викторианцев, это была традиция, которую они активно возродили и популяризировали. Викторианцы считали рождественские гимны восхитительной формой музыкального развлечения и удовольствием, которое стоит развивать. Старые слова были добавлены к новым мелодиям, и в 1833 году был опубликован первый значительный сборник гимнов, который понравился всем.

Викторианцы также изменили представление о Рождестве, сделав его центром внимания семьи. Подготовка и трапеза на праздник, украшения и вручение подарков, развлечения и домашние игры — все это было необходимо для празднования праздника и должно было делиться всей семьей.

Хотя Чарльз Диккенс не изобрел викторианское Рождество, его книга «Рождественская песнь » помогла популяризировать и распространить традиции фестиваля.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *