Про праздник покров пресвятой богородицы: Покров Пресвятой Богородицы. Смысл, история и традиции

Покров Богородицы 2020: приметы, обычаи, что можно и нельзя делать

Праздник Покрова Пресвятой Богородицы – осенний праздник, который отмечается каждый год в одну и ту же дату – 14 октября. Об истории праздника, народных обычаях и запретах, связанных с ним, узнайте в справке РИА Томск.

Праздник Покрова впервые на Руси стали отмечать во время правления князя Андрея Боголюбского. Русская православная церковь в этот день вспоминает о событиях середины Х века, когда святому Андрею Юродивому и его ученику Епифанию было видение Покрова Божией Матери. В народе сложилась альтернативная легенда о происхождении этого христианского праздника, которая далека от церковной трактовки. Также в народной традиции Покров ассоциируется со встречей осени и зимы.

Православная традиция

Праздник Покрова Пресвятой Богородицы пришел на Русь из Византии. В 910 году Византия вела непрерывную войну, Константинополь осадили сарацины.

Жители города и его окрестностей во множестве стекались во Влахернский храм, в котором хранились риза Богоматери и ее головной покров, и молились. Среди них были Андрей Юродивый и его ученик.

Однажды ночью Андрей и Епифаний увидели идущую от Царских Врат Пресвятую Богородицу в сопровождении людей в белых одеждах. Богородица преклонила колени и стала молиться, после чего сняла с головы блистающее покрывало и распростерла над стоящим в церкви народом.

Андрей и Епифаний рассказали о своем видении, после чего у людей появилась надежда на спасение. И правда, вскоре враги без всякого кровопролития отступили от города.

Праздник Покрова Пресвятой Богородицы установлен Русской православной церковью с XII века. В честь Покрова Богородицы в 1165 году Великий князь Владимирский Андрей Боголюбский построил храм – Покрова на Нерли.

Народная легенда

Существует и другая – народная – легенда происхождения этого праздника.

По этой версии, в одной из деревень Богородице отказали в ночлеге, за что жителей наказал Илья Пророк, ниспослав на них сильные дожди. Но Богородица сжалилась над ними, развернув покров над деревней. После этого жители стали добрыми и гостеприимными.

В крестьянском быту само слово «покров» отделилось от церковной легенды и стало восприниматься в связи с обычаем покрывания женщиной головы после выхода замуж. Вероятно, бытовое толкование слова «покров» было связано с тем, что с этого дня наступала пора заключения браков.

Обычаи и запреты

Как и в любой другой великий праздник, в день Покрова Богородицы не принято было работать. День Покрова совпадал с полным окончанием полевых работ и началом сватовства и заключения браков. Начинались регулярные девичьи посиделки. Девушки, желающие поскорее выйти замуж, в этот день рано утром в церкви ставили свечу и приговаривали: «Покров-батюшка, покрой землю снежком, а меня женишком».

Все главные обряды в праздник Покрова Пресвятой Богородицы, которым она покрыла людей во спасение, проводят женщины – для семьи, для дома, для детей.

На Покров хозяйки разводили огонь в печи, используя ветки плодовых деревьев, – для будущего урожая и процветания семьи. Обязательно пекли блины – для благосостояния. Первый блин делили на четыре части и раскладывали по кухне для домового. Считалось, что если ему сытно, то дома тепло, спокойно и уютно.

Еще пекли каравай и угощали им родственников и соседей – для богатства.

Также в старину детей выводили на порог дома и со словами «Течет-течет водица сквозь решето да сито – все недуги с дитятки (имя) будут смыты!» обливали водой через решето или сито.

Приметы

На Руси праздник Покрова связывается с началом зимы: «На Покров земля снегом покрывается, морозом одевается», «На Покров до обеда осень, а после обеда зимушка-зима».

Снег на Покров, по народной примете, предвестник снежной и холодной зимы. А если снега не будет, то и к Катеринину дню (7 декабря) снега не видать.

Считалось, что если к Покрову дуб и береза облетели полностью – зима не будет яриться, а вот если листья на них остались, то впереди сильные морозы и ветра. Какова на Покров погода – такова и зима.

Справка составлена по материалам открытых источников

Православные верующие отмечают Покров пресвятой Богородицы

https://ria.ru/20201014/prazdnik-1579683512.html

Православные верующие отмечают Покров пресвятой Богородицы

Православные верующие отмечают Покров пресвятой Богородицы

Покров пресвятой Богородицы празднуют в среду православные верующие. РИА Новости, 14.10.2020

2020-10-14T03:58

2020-10-14T03:58

2020-10-14T03:58

религия и мировоззрение

россия

покров пресвятой богородицы

новости — религия и мировоззрение

патриарх кирилл (владимир гундяев)

москва

общество

/html/head/meta[@name=’og:title’]/@content

/html/head/meta[@name=’og:description’]/@content

https://cdn25.img.ria.ru/images/150680/97/1506809712_0:174:3022:1874_1920x0_80_0_0_cc24f90362f0033438fbb3ea67429b00.jpg

МОСКВА, 14 окт – РИА Новости. Покров пресвятой Богородицы празднуют в среду православные верующие. Дата праздника непреходящая, его отмечают 14 октября. Праздник отсылает к житию византийского святого Андрея Юродивого (X век). По преданию, во время осады Константинополя он увидел Богородицу во Влахернском храме, где хранилась ее риза (одежда). По словам Андрея и его ученика Епифания, Божия Матерь покрыла своим омофором – покрывалом собравшихся в храме. Знамение было воспринято как символ покровительства Богородицы.Праздник установлен на Руси в XII веке. Покрову Божией Матери в России посвящено много храмов, например, известный всем под вторым названием собор Василия Блаженного храм на Красной площади.Как отмечал в одной из проповедей патриарх Московский и всея Руси Кирилл, причина такой популярности праздника в России – в национальном самосознании русского народа.Он привел в пример победу на Куликовом поле, когда «не было никаких шансов у русских выиграть», однако это случилось — в праздник Рождества Пресвятой Богородицы. Он напомнил о выходе из Смутного времени и о победе над Наполеоном, которые предваряли молитвы к Казанской и Смоленской иконам Богоматери. «Верим, что поелику над отечеством нашим пребывает покров Пресвятой Богородицы, то у нас есть надежда на победу, на сохранение самих себя такими, какие мы есть, какими мы вышли из Киевской купели крещения, какими мы стали на путях духовного и культурного подвига нашего народа», — отметил патриарх Кирилл.Он также призвал помнить, что покров Богоматери не простирается над отечеством «автоматически», но в ответ на молитву, веру, «в ответ на нашу способность жертвовать Богу то, что мы имеем, отдавать наш разум, нашу волю, наши чувства под силу действия его божественного закона».

https://ria.ru/20201012/pokrov-1579227985.html

россия

москва

РИА Новости

[email protected]

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

2020

РИА Новости

[email protected]

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

Новости

ru-RU

https://ria. ru/docs/about/copyright.html

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/

РИА Новости

[email protected]

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

https://cdn25.img.ria.ru/images/150680/97/1506809712_146:0:2877:2048_1920x0_80_0_0_7cf2368520b6b8739eed2bb80479c89b.jpg

РИА Новости

[email protected]

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

РИА Новости

[email protected]

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

россия, покров пресвятой богородицы, новости — религия и мировоззрение, патриарх кирилл (владимир гундяев), москва, общество

МОСКВА, 14 окт – РИА Новости. Покров пресвятой Богородицы празднуют в среду православные верующие.

Дата праздника непреходящая, его отмечают 14 октября. Праздник отсылает к житию византийского святого Андрея Юродивого (X век). По преданию, во время осады Константинополя он увидел Богородицу во Влахернском храме, где хранилась ее риза (одежда). По словам Андрея и его ученика Епифания, Божия Матерь покрыла своим омофором – покрывалом собравшихся в храме. Знамение было воспринято как символ покровительства Богородицы.

Праздник установлен на Руси в XII веке. Покрову Божией Матери в России посвящено много храмов, например, известный всем под вторым названием собор Василия Блаженного храм на Красной площади.

Как отмечал в одной из проповедей патриарх Московский и всея Руси Кирилл, причина такой популярности праздника в России – в национальном самосознании русского народа.

«Совсем не случайно мы называем страну нашу уделом Пресвятой Богородицы. Она с нами, она над нами, и этот образ покрова является в каком-то смысле частью нашего национального самосознания. Мы прошли тяжелейшими путями нашей национальной истории. Несколько раз мы были на волоске от гибели как народ, как страна, и всякий раз избавление приходило как Божие чудо», — сказал патриарх.

Он привел в пример победу на Куликовом поле, когда «не было никаких шансов у русских выиграть», однако это случилось — в праздник Рождества Пресвятой Богородицы. Он напомнил о выходе из Смутного времени и о победе над Наполеоном, которые предваряли молитвы к Казанской и Смоленской иконам Богоматери.

«Верим, что поелику над отечеством нашим пребывает покров Пресвятой Богородицы, то у нас есть надежда на победу, на сохранение самих себя такими, какие мы есть, какими мы вышли из Киевской купели крещения, какими мы стали на путях духовного и культурного подвига нашего народа», — отметил патриарх Кирилл.

12 октября 2020, 12:00Религия и мировоззрениеПокров Пресвятой Богородицы-2020

Он также призвал помнить, что покров Богоматери не простирается над отечеством «автоматически», но в ответ на молитву, веру, «в ответ на нашу способность жертвовать Богу то, что мы имеем, отдавать наш разум, нашу волю, наши чувства под силу действия его божественного закона».

Почему на Покров девушки молились о замужестве, а воины

Полное название праздника, который отмечают верующие 14 октября, — Покров Пресвятой Богородицы, хотя в обыденной жизни народ сокращал его до короткого и всем понятного — Покров, и это всегда означало не столько то, что покрывает — покрывало, плат, сколько защиту. То есть праздник Покрова Пресвятой Богородицы — день в честь той защиты, которую нам дарует Богородица.

Покров всегда горячо любили в народе, это был день особый — на Покров не работали; по тому, какая погода случалась на Покров, судили, какая впереди зима. Как ни удивительно, народные приметы не обманывали. И увидевшие в ночь на 14 октября первые робкие снежинки могут приметы проверить. Наши предки говорили: «Снег на Покров — зима выдастся снежная, но если он не покроет на Покров землю — и зима будет бесснежной».

А еще говорили: «Вот подойдет «Покров» — всему развяза». «Что за «развяза»?» — спрашивает юный герой шмелевского «Лета Господня». «Да все дела развяжутся… — объясняет мальчику его наставник, старый плотник Горкин. — И всего у нас запасено будет, ухитимся потеплее, а над нами Владычица, Покровом своим укроет, под Покровом Богородицы и живем. И скажет Она Господу: «Господи, вот и зима пришла, все нароботались, напаслись… благослови их, Господи, отдохнуть, лютую зиму перебыть, Покров Мой над ними будет». .. Потому, милок, и не страшно нам ничего, под таким-то Покровом, — продолжает старый плотник. — Нам с тобой не будет ничего страшно: роботай-знай — и живи, не бойся, заступа у нас великая».

Об этой «заступе» молились не только крестьяне, но и юные девы — испрашивая благословения Богородицы на замужество. А еще воины — выходя на поле брани. Интересно, что многие Покровские храмы возводились именно в честь воинских побед.

Праздник в честь Покрова Пресвятой Богородицы был установлен в XII веке. Тогда же была построена и первая Покровская церковь. Святой князь Андрей Боголюбский в память о своем старшем сыне Изяславе, погибшем от ран после похода в Волжскую Булгарию, повелел возвести храм Покрова — на реке Нерль: шедевр мирового зодчества.

О популярности праздника говорит и то, как много в России возведено церквей в его честь: только в Москве и Московской области до революции их было больше ста. Например, построенный Иоанном Грозным собор Покрова Божией Матери у храма Святой Троицы, больше известный как храм Василия Блаженного. Освящен этот удивительный, радостный храм в честь взятия Казани и победы над Казанским ханством, случившейся в день Покрова Пресвятой Богородицы в 1552 году. Другая московская церковь Покрова Божьей Матери, или Покрова в Садех (то есть у великокняжеских садов), впервые упомянутая еще в 1488 г. и ныне уже не существующая, дала имя улице Покровка, Покровскому бульвару и знаменитым Покровским воротам. В дореволюционной Москве было целых две улицы Покровки: кроме идущей от церкви Покрова в Садех еще и нынешняя улица Бакунинская. Здесь Покровская церковь была возведена в 1618 году в честь того, что на Покров русские отбили поляков, штурмовавших Москву. А церковь Покрова Пресвятой Богородицы в Филях (1690-1694 годы) была заложена в виде деревянного храма еще в 1619 году, знаменуя победу над войсками польского королевича Владислава и гетмана Сагайдачного под стенами Белого Города. Возводили каменные Покровские храмы и в честь избавления от нашествия французов, взамен сожженных и поруганных святынь.

А дальше загадка. Множество Покровских храмов в честь наших воинских побед, но при этом само событие, положившее начало празднику, было отнюдь не победой, а поражением русских. Давайте разбираться с этим парадоксом.

Событие, которое легло в основу праздника Покрова Пресвятой Богородицы, произошло далеко от России. И было оно для русских с внешней точки зрения, с точки зрения, не учитывающей духовную суть явлений, бесспорным поражением, проигрышем, ну уж точно не победой.

Середина X века. Место действия: храм во Влахернах — окраина Константинополя. Христианский Константинополь был тогда столицей Византийской империи, которой правил Лев VI Философ, прозванный так за любовь к книжной мудрости. Несмотря на ученость, Лев VI был плохим военачальником, поэтому богатый Константинополь мог показаться легкой добычей для всех, кто бы вознамерился его завоевать. Летописи свидетельствуют: такими желающими оказались наши предки славяне, тогда еще язычники. В походе участвовал прославленный Пушкиным вещий Олег со своими дружинами. Правитель Киева уже совершал успешные набеги на Византию, его боялись.

Как сообщает церковное предание, в день, когда тревога жителей Константинополя была особенно сильна, христиане собрались в храме во Влахернах — помолиться Богородице перед ее платом, мафорием. Был в храме и раб византийского вельможи Андрей, Христа ради юродивый, славянин. Именно Андрей и увидел во время моления Богородицу, озаренную небесным светом и окруженную сонмом ангелов и святых. Преклонив колена, Дева Мария со слезами молилась за христиан, а потом, сняв со Своей головы плат, распростерла его над стоящими в храме, защищая от врагов зримых и незримых. Как сообщает предание, Андрей, трепеща, спросил стоявшего рядом с ним своего товарища Епифания, видит ли он «Царицу и Госпожу, молящуюся о всем мире». «Вижу, святый отче, и ужасаюсь!» — ответил Епифаний.

Летописи свидетельствуют: по неведомым причинам корабли с дружинами славян развернулись назад, Константинополь был спасен. Это явление Пресвятой Богородицы, которая Своим Покровом защищает всех, ищущих Ее заступничества, и вспоминают во время праздника.

Подчеркну еще раз: спасен был Константинополь от наших же предков, но отмечают этот день в России, причем только в России. И хотя само явление Божией Матери произошло в Византии, в греческом календаре этого праздника нет. Парадокс: событие, которое можно было бы посчитать военным поражением наших предков, Русская Церковь отмечает как праздник заступничества Богородицы за всех православных христиан. В чем же дело? По словам епископа Василия Родзянко, такое «самоотречение — историческое, народное — не случайно». Оно свидетельствует о том, что народ несет в себе «мощь правды», глубинное понимание того, что истинно, а что нет. Поэтому любовь к празднику Покрова Пресвятой Богородицы свидетельствует о глубокой нравственной силе и чистоте нации, о сохранении в людях чувства правды.

Пишите: 125993, г. Москва, ул. Правды, д. 24, «Российская газета», или [email protected]

14 октября — Покров Пресвятой Богородицы: традиции и приметы праздника » tvtomsk.

ru

Праздник Покрова Пресвятой Богородицы празднуется Русской православной Церковью 14 октября. В 2020 году он выпадает на среду. Этот день считается главным христианским праздником осени.

История праздника

В 910 году город Константинополь захватили сарацины. Уже никто из местных не надеялся на спасение, но накануне, 14 октября, жители города собрались в храме. Люди начали молиться и к ним в окружении ангелов пришла Богородица. Она сняла со своей головы покров (отсюда и пошло названия праздника – Покров Пресвятой Богородицы), чтобы раскинуть его над людьми, защищая таким образом от врагов. После этого враги отступили от стен Константинополя, город был спасен.

Традиции и приметы дня

Покров Пресвятой Богородицы – большой православный праздник. Однако за многие годы своего существования церковные традиции этого дня тесно переплелись с народными обычаями.

По народным приметам «на Покров до обеда осень, а после обеда зима». Если ветер северный, зима будет холодной и снежной, если южный – теплой. Если снег покрыл землю, жди морозной и снежной зимы на все три месяца. Если день без снега и дождя, осень будет затяжной. Если на Покров ветер — зима будет переменчивой, а весна — холодной и ветреной. Если первый снег выпал до Покрова, то зима вступит в свои права еще не скоро.

Хорошей приметой считается играть свадьбу на Покров. Дождь же в этот день сулит молодым счастливую и долгую семейную жизнь.

Что можно и чего нельзя делать на Покров

Нельзя делать серьезную хозяйственную работу. Например, строить, копать, убирать, стирать, шить, вязать, гладить.  Нельзя занимать деньги, а также ругаться с людьми.

На Покров впервые протапливали печь, причем полагалось в качестве дров использовать нарубленные сухие ветки плодовых деревьев: тогда на будущий год будет хороший урожай.

Желательно всей семьей пойти в церковь, поставить свечи, помолиться и попросить Богородицу о заступничестве.

Незамужние девушки в старину ставили свечи Богородице, молились ей и просили послать хороших женихов.

В этот же день пекли блины, что было знаком «утепления» дома. Считается, что чем больше в доме будет приготовлено вкусных блюд, тем теплее и уютнее будет зимой.

Подготовлено по материалам из открытых источников.

© При полном или частичном использовании материалов в интернете и печатных СМИ ссылка на tvtomsk.ru обязательна. Отсутствие ссылки, либо ссылка на иной источник (Вести-Томск, ГТРК «Томск» и др.) является нарушением прав на интеллектуальную собственность.

Нашли в тексте ошибку? Выделите её, нажмите Ctrl + Enter

ПОКРОВ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ • Большая российская энциклопедия

ПОКРО́В ПРЕСВЯТО́Й БОГОРО́ДИЦЫ, пра­во­слав­ный празд­ник в па­мять о яв­ле­нии Бо­го­ро­ди­цы в Кон­стан­ти­но­по­ле в сер. 10 в. Со­глас­но цер­ков­но­му ус­та­ву, при­чис­ля­ет­ся к раз­ря­ду т. н. ве­ли­ких празд­ни­ков. От­ме­ча­ет­ся 1(14) ок­тяб­ря.

В ос­но­ву празд­ни­ка по­ло­же­но пре­да­ние, со­дер­жа­щее­ся в Жи­тии блж. Ан­д­рея Юро­ди­во­го (9–10 вв.), о яв­ле­нии ему и его уче­ни­ку, Епи­фа­нию, Бо­жи­ей Ма­те­ри: во вре­мя все­нощ­но­го бде­ния во Влахерн­ском хра­ме Кон­стан­ти­но­по­ля, ко­то­ро­му уг­ро­жа­ло на­па­де­ние вра­гов, явив­шая­ся Бо­го­ро­ди­ца, прой­дя по воз­ду­ху в со­про­во­ж­де­нии ан­ге­лов и свя­тых, рас­про­стёр­ла над мо­ля­щи­ми­ся свой плат (омо­фор), или по­кров (греч. σϰέπη).

«Покров Пресвятой Богородицы». Икона. Нач. 15 в. Новгород. Третьяковская галерея (Москва).

Хо­тя об­ще­при­зна­но, что празд­ник П. П. Б. име­ет рус. про­ис­хо­ж­де­ние, в ис­то­рич. нау­ке дис­ку­ти­ру­ет­ся во­прос о кон­крет­ном вре­ме­ни, мес­те по­яв­ле­ния и ини­циа­то­ре празд­ни­ка. Наи­бо­лее рас­про­стра­не­но пред­по­ло­же­ние, что он по­я­вил­ся на Ру­си при­бли­зи­тель­но во 2-й пол. 12 в., о чём сви­де­тель­ст­ву­ют дан­ные ме­ся­це­сло­вов и про­лож­ных чте­ний, а ини­циа­то­ром его ус­та­нов­ле­ния был вла­ди­мир­ский кн.

Ан­д­рей Юрь­е­вич Бо­го­люб­ский. При нём в честь празд­ни­ка П. П. Б. бы­ла ос­вя­ще­на По­кро­ва на Нер­ли цер­ковь. Ки­ев­ская ги­по­те­за при­пи­сы­ва­ет идею празд­но­ва­ния П. П. Б. од­но­му из ки­ев­ских кня­зей (воз­мож­но, Вла­ди­ми­ру Все­во­ло­до­ви­чу Мо­но­ма­ху). При­во­дят­ся так­же ар­гу­мен­ты в поль­зу нов­го­род­ской вер­сии ге­не­зи­са празд­ни­ка. В це­лом пред­по­ла­га­ет­ся, что по­чи­та­ние По­кро­ва, воз­ник­нув в од­ном из ре­гио­нов Древ­ней Ру­си, по­сте­пен­но по­лу­чи­ло об­ще­рус­ское при­зна­ние. Празд­ник П. П. Б. яв­ля­ет­ся слав. ре­цеп­ци­ей ви­зант. по­чи­та­ния ос­тав­лен­ных Бо­го­ро­ди­цей при Ус­пе­нии ри­зы и поя­са [празд­но­ва­ние 2(15) ию­ля и 31 авг. (13 сент.) со­от­вет­ст­вен­но], те­ма­ти­че­ски вклю­ча­ясь, т. о., в еди­ный «ус­пен­ский» ка­лен­дар­но-бо­го­слу­жеб­ный цикл, что под­твер­жда­ет ана­лиз гим­но­гра­фич. тек­стов.

Стар­шие спи­ски бо­го­слу­жеб­но­го по­сле­до­ва­ния П. П. Б. да­ти­ру­ют­ся сер. 14 в. В па­мят­ни­ках 15 – нач. 17 вв. на­блю­да­ет­ся вы­тес­не­ние служ­бой По­кро­ва бо­лее древ­не­го чи­на, по­свя­щён­но­го ап. Ана­нии, чья па­мять от­ме­ча­ет­ся в этот же день; к кон­цу это­го пе­рио­да празд­ник П. П. Б. при­об­ре­та­ет не­ко­то­рые чер­ты дву­на­де­ся­тых празд­ни­ков. Та же эво­лю­ция про­сле­жи­ва­ет­ся на ма­те­риа­ле ти­пи­ко­нов и си­нак­са­рей. Уси­ле­ние ин­те­ре­са к те­ме празд­ни­ка П. П. Б. при­сут­ст­ву­ет и в др.-рус. го­ми­ле­тич. лит-ре 15–16 вв. В 18–19 вв. в со­от­вет­ст­вии с об­щей тен­ден­ци­ей раз­ви­тия гим­но­гра­фии по­лу­чи­ли рас­про­стра­не­ние ака­фи­сты По­кро­ву.

В сер. 19 в. служ­ба на По­кров по­явля­ет­ся в ли­тур­гич. прак­ти­ке греч. афон­ских мо­на­сты­рей. Совр. чи­но­по­сле­до­ва­ние, со­став­лен­ное не­за­ви­си­мо от слав. тек­ста, со­вер­ша­ет­ся в па­мять ос­во­бо­жде­ния Афин от герм. ок­ку­па­ции (12.10.1944).

Со­дер­жа­ние празд­ни­ка П. П. Б. – ми­ло­серд­ное за­ступ­ни­че­ст­во и по­мощь Бо­жи­ей Ма­те­ри – бы­ло вос­при­ня­то нар. тра­ди­ци­ей вост. сла­вян, до­пол­нив­шей цер­ков­ный празд­ник аг­рар­ной и ма­гич. сим­во­ли­кой. В нар. куль­ту­ре П. П. Б. от­ме­чал на­ча­ло зим­не­го се­зо­на. С это­го вре­ме­ни на­чи­на­ли го­то­вить из­бы к зи­ме, мес­та­ми – пе­ре­ста­ва­ли вы­го­нять скот на па­ст­би­ще; на Ук­раи­не и юге Рос­сии на­чи­на­ли то­пить до­ма. К П. П. Б. за­кан­чи­ва­лись все по­ле­вые и ого­род­ные ра­бо­ты и на­чи­нал­ся се­зон по­си­де­лок и сва­деб. Час­то на П. П. Б. уст­раи­ва­ли пив­ные празд­ни­ки-брат­чи­ны (По­кров­щи­ны).

Иконография

Во­прос об ис­то­ках ико­но­гра­фии П. П. Б. яв­ля­ет­ся дис­кус­си­он­ным. Со­глас­но од­ной из ги­по­тез, ви­зант. про­то­ти­пом др.-рус. об­ра­зов П. П. Б. мог­ла яв­лять­ся ил­лю­ст­ра­ция Ака­фи­ста Бо­жи­ей Ма­те­ри. По дру­гой, в ос­но­ве ком­по­зи­ции по­кров­ских икон ле­жит т. н. пят­нич­ное чу­до, про­ис­хо­див­шее еже­не­дель­но во Влахерн­ском хра­ме: за­ве­са (по­кров), за­кры­вав­шая од­ну из чти­мых икон Бо­го­ма­те­ри, при­под­ни­ма­лась на не­ко­то­рое вре­мя, де­лая об­раз дос­туп­ным для мо­лит­вы, а за­тем так же чу­дес­но опус­ка­лась. Спи­ски с это­го влахерн­ско­го об­раза, ве­ро­ят­но, бы­ли из­вест­ны на Ру­си. Древ­ней­шее изо­бра­же­ние П. П. Б. в др.-рус. иск-ве – на пла­сти­не мед­ных врат Ро­ж­де­ст­вен­ско­го со­бо­ра в Суз­да­ле (1-я треть 13 в.): Бо­го­ма­терь пред­став­ле­на в трёх­чет­верт­ном раз­во­ро­те, с под­ня­ты­ми в мо­лит­вен­ном жес­те ру­ка­ми, над Ней про­стёр­то по­кры­ва­ло, по сто­ро­нам – ан­ге­лы, в верх­нем пра­вом уг­лу – по­лу­фи­гу­ра бла­го­слов­ляю­ще­го Хри­ста. В 14 в. сло­жи­лись 2 ико­но­гра­фич. из­во­да П. П. Б. «Нов­го­род­ский» пред­став­ля­ет Бо­го­ро­ди­цу стоя­щей фрон­таль­но с воз­де­ты­ми ру­ка­ми над за­кры­ты­ми вра­та­ми хра­ма, ан­ге­лы дер­жат над ней плат (рос­пись со­бо­ра Сне­то­гор­ско­го мон. в Пско­ве, 1313; ико­на из Зве­ри­на мон., ок. 1399, Нов­го­род­ский гос. объ­е­ди­нён­ный ис­то­ри­ко-ар­хит. и ху­дож. му­зей-за­по­вед­ник; ико­на 1-й пол. 15 в. из со­брания А. В. Мо­ро­зо­ва, ГТГ; псков­ская ико­на 1-й пол. 15 в., Эр­ми­таж, С.-Пе­тер­бург), на фо­не пред­став­лен 5-гла­вый храм с ку­по­ла­ми. Ко вто­ро­му, «суз­даль­ско­му», ти­пу от­но­сят­ся об­ра­зы, на ко­то­рых плат, сим­во­ли­зи­рую­щий за­ступ­ни­че­ст­во Бо­жи­ей Ма­те­ри пе­ред Бо­гом за че­ло­ве­че­ский род, дер­жит са­ма Бо­го­ма­терь, вни­зу, в цен­тре, – ам­вон, на ко­то­ром сто­ит прп. Ро­ман Слад­ко­пе­вец со свит­ком в ру­ках (хра­мо­вая ико­на 2-й пол. 14 в., ГТГ; ико­на по­след­ней четв. 15 в., Вла­ди­ми­ро-Суз­даль­ский ис­то­ри­ко-ар­хит. и ху­дож. му­зей-за­по­вед­ник; обе – из По­кров­ско­го мон. в Суз­да­ле). В изо­бра­же­ни­ях дан­но­го ти­па Бо­го­ма­терь пред­став­ле­на на ар­хит. фо­не, пе­ре­даю­щем чер­ты Влахерн­ско­го ан­сам­бля в Кон­стан­ти­но­по­ле – пря­мо­уголь­ной ба­зи­ли­ки с 2-скат­ной кров­лей и круг­лой ку­поль­ной церк­ви. В обо­их из­во­дах в ниж­ней час­ти изо­бра­жа­ют­ся блж. Ан­д­рей Юро­ди­вый, ука­зую­щий на Бо­го­ма­терь, и груп­пы апо­сто­лов, свя­ти­те­лей, му­че­ни­ков и др. святых. В 16 в. про­изош­ло объ­е­ди­не­ние двух ико­но­гра­фич. ва­ри­ан­тов: плат над Бо­го­ма­те­рью дер­жат ан­ге­лы, а вни­зу сто­ит Ро­ман Слад­ко­пе­вец (дву­сто­рон­няя ико­на из Со­фий­ско­го со­бо­ра в Нов­го­ро­де, Нов­го­род­ский гос. объ­е­ди­нён­ный ис­то­ри­ко-ар­хит. и ху­дож. му­зей-за­по­вед­ник). Для па­мят­ни­ков 16–17 вв. ха­рак­тер­но вклю­че­ние бoльшего ко­ли­че­ст­ва дей­ст­вую­щих лиц: сре­ди при­сут­ст­вую­щих пред­став­ле­ны Та­ра­сий Кон­стан­ти­но­поль­ский, за­щи­щав­ший по­чи­та­ние икон Бо­го­ма­тери, и ви­зант. имп. Лев VI Муд­рый, в прав­ле­ние ко­то­ро­го про­изош­ло вла­херн­ское чу­до (нов­го­род­ская ико­на сер. 16 в., ГРМ).

В зап.-ев­роп. иск-ве близ­ки­ми по смыс­лу к об­раз­ам П. П. Б. яв­ля­ют­ся из­вест­ные с сер. 13 в. изо­бра­же­ния «Ма­дон­ны Ми­зе­ри­кор­дии» (Ма­дон­ны Ми­ло­сер­дия), ук­ры­ваю­щей мо­ля­щих­ся сво­им пла­щом (при­пи­сы­вае­мый С. Мар­ти­ни об­раз из Нац. пи­на­ко­те­ки, Сие­на, ок. 1305–10; трип­тих «Рас­пя­тие», «Ро­ж­де­ст­во Хри­сто­во» и «Ма­дон­на Ми­зе­ри­кор­дия», 1333, Лувр, Па­риж; центр. часть по­лип­ти­ха Пье­ро дел­ла Фран­че­ски, 1445–1460-е гг., Гор. пи­на­ко­те­ка, Бор­го-Сан­се­польк­ро). В рас­ши­рен­ном ва­ри­ан­те края пла­ща Ма­дон­ны дер­жат ан­ге­лы (рос­пись Д.  Гир­лан­дайо в ц. Онь­и­сан­ти во Фло­рен­ции, 1480).

Губернатор поздравил жителей Подмосковья с праздником Покрова Пресвятой Богородицы

14 октября 2017 г., 12:57 | Обновлено: 17 мая 2019 г., 14:51

550 Просмотров

Источник: Пресс-служба Губернатора Московской области , Александр Щемляев

Губернатор Московской области Андрей Воробьев поздравил жителей Подмосковья с праздником Покрова Пресвятой Богородицы и пожелал всем мира, об этом он на своей странице в соцсети «ВКонтакте».

«С праздником Покрова Пресвятой Богородицы! Мира и любви всем православным!» – написал Андрей Воробьев.

Покров Пресвятой Богородицы – непереходящий великий православный праздник, отмечаемый Русской православной церковью. В традиции русского православия праздник отмечается 14 октября. На Руси этот праздник широко отмечался в крестьянском быту, с ним было связано множество примет, посвященных окончанию осени и началу зимы. Само название народная этимология связывает с первым снегом, который «покрывал» землю, указывая на близость зимних холодов.

Источник: страница губернатора Московской области Андрея Воробьева в социальной сети «ВКонтакте»

14 октября Праздник Покрова Пресвятой Богородицы

14 октября Праздник Покрова Пресвятой Богородицы

14/10

По преданию, начало празднику положило событие, которое произошло 1 октября 910 года в Константинополе, во Влахернском храме, где хранились риза Пресвятой Богородицы, головной покров и пояс. В то время Константинополь был осажден сарацинами.

Жители Константинополя, возложив упование на Пресвятую Богородицу, собрались во Влахернском храме и молились Царице Небесной и Спасителю. Во время всенощной святой Андрей, Христа ради юродивый, увидел над молящимися Пресвятую Богородицу в окружении ангелов. Святой пророк Иоанн Предтеча и апостол Иоанн Богослов сопровождали Царицу Небесную. 

Пресвятая Богородица распростерла Свой покров над всеми людьми в храме. Покров в Ее руках сиял «паче лучей солнечных», а Пресвятая Дева молилась об избавлении христиан от вражеского нашествия. Ученик святого Андрея, блаженный Епифаний, также удостоился узреть Божию Матерь, спасающую православных христиан под Своим омофором. По отшествии Пресвятой Богородицы Ее покров стал невидимым, но благодать осталась с христианами. Заступничеством Божией Матери город был спасен, и враги отступили. 

Пречистая Божия Матерь всегда простирает Свой молитвенный покров над всеми православными христианами и умоляет Сына Своего Господа Иисуса Христа о даровании нам вечного спасения.  

К празднику Покрова русские крестьяне старались убрать весь урожай и сделать заготовки на зиму. С Покрова начиналось «зазимье». Праздник этот считается покровителем свадеб, и потому девушки молятся о скорейшем выходе замуж, стараются провести этот день весело, веря, что «если Покров весело проведешь, дружка милого найдешь». Около праздника Покрова обыкновенно в нашем климате являются первые снега. Они покрывают все окружающее и этим самым невольно наводят на сближение этого естественного белого зимнего покрова со свадебным покрывалом или фатою. В этот день — первый праздник холода — пекли блинцы (тонкие блины), «запекали углы», чтобы из жилища тепло не выдувало.

В день Покрова Пресвятой Богородицы православные люди на Руси шли всегда в храмы всеми семьями, чтобы в молитве испросить милости и заступления Божией Матери.

Для Вашего удобства предлагаем Вам расписание богослужений в Троицком Соборе:

Молебен с акафистом преп. Сергию – 5.00–6.30
Средняя Литургия – 6.30
Молебны с акафистом преподобному Сергию – 8.30–20.30
Начало молебнов в 8.30; 10.30; 12.30; 14.30; 16.30; 18.30

Приятным завершением праздника для гостей Сергиева Посада может стать обед в ресторане «Русский дворик», где вас всегда ждет большой выбор блюд.

Покров Пресвятой Богородицы и Пресвятой Богородицы

Тропарь и кондак

Покров Пресвятой Богородицы: «Сегодня Богородица стоит посреди церкви и хором святых незримо молится Богу за нас. Ангелы и епископы почитают Ее, Апостолы и пророки вместе радуются, Ведь ради нас она молится Вечному Богу! »

Это чудесное явление Богородицы произошло в середине десятого века в Константинополе, во Влахернской церкви, где ее одежда, покрывало и часть пояса хранились после того, как ее перевезли из Палестины в пятом веке.

В воскресенье, 1 октября, во время Всенощного бдения, когда храм был переполнен молящимися, Христос Юродивый Андрей (2 октября) в четвертый час вознес глаза к небу и узрел нашу Пресвятую Богородицу, летящую по воздуху, сияющую небесным светом и окруженную собранием Святых. Святой Иоанн Креститель и святой апостол Иоанн Богослов сопровождали Царицу Небесную. Пресвятая Дева, преклонив колени, долго слезно молилась за христиан.Затем, подойдя к Епископскому престолу, она продолжила свою молитву.

Завершив свою молитву, она взяла покрывало и накинула его на людей, молящихся в церкви, защищая их от врагов, видимых и невидимых. Пресвятая Богородица сияла небесной славой, и покров в ее руках сиял «больше, чем лучи солнца». Святой Андрей с трепетом взглянул на чудотворное видение и спросил своего ученика, блаженного Епифания, стоявшего рядом с ним: «Видишь ли, брат, Пресвятая Богородица, молящаяся за весь мир?» Епифаний ответил: «Я вижу, святой отец, и трепещу.

Пресвятая Богородица умоляла Господа Иисуса Христа принять молитвы всех людей, призывающих Его Святейшее Имя, и быстро откликнуться на ее заступничество: «Царь Небесный, прими всех молящихся Тебе и позови меня на помощь. Не дай им уйти от моей иконы неслышными ».

Святые Андрей и Епифаний удостоились видеть Богородицу на молитве и «долго наблюдали Покров Покров, распростертый над людьми и сияющий вспышками славы. Пока пребывала Пресвятая Богородица, Покров также был виден, но с ее уходом стал невидимым. Взяв его с собой, она оставила после себя благодать своего посещения ».

В Влахернском храме почтили память о чудесном явлении Богородицы. В XIV веке русский паломник и писарь Александр увидел в храме икону Пресвятой Богородицы, молящуюся за мир, изображающую святого Андрея, созерцающего ее.

В Первичной летописи святого Нестора отражено, что защитное заступничество Богородицы было необходимо из-за нападения большого языческого русского флота под предводительством Асколе и Дира. Праздник празднует божественное уничтожение флота, который угрожал самому Константинополю, где-то в 864-867 годах или, согласно русскому историку Васильеву, 18 июня 860 года. По иронии судьбы, этот праздник считается важным славянскими церквями, но не церковью. Греки.

В Первичной летописи святого Нестора также отмечается чудесное избавление, которое последовало за всенощным бдением и окунанием одежды Богородицы в воды моря у Влахернской церкви, но не упоминаются святые Андрей и Епифаний и их видение Богородицы в молитве. Эти последние элементы и начало празднования праздника Покрова, кажется, относятся к Святому Нестору и Летописи позже. Еще одно историческое осложнение можно отметить в разделе (2 октября), датирующем смерть святого Андрея 936 годом.

Год смерти может быть не совсем надежным, или утверждение, что он дожил до глубокой старости после видения своей юности. , или что его видение было связано с более поздним набегом русских язычников, постигшим ту же участь. Предположение, что святой Андрей был славянином (или скифом, согласно другим источникам, таким как С.В. Булгаков) интересно, но не обязательно точно. Степень славянской экспансии и переселения в Грецию является предметом научных споров.

В ПРОЛОГЕ, русской книге XII века, описание учреждения особого праздника, приуроченного к этому событию, гласит: «Ибо когда мы услышали, мы поняли, насколько чудесным и милосердным было видение … Твоя святая Защита не должна остаться без праздника, о Вечно-Благословенный! »

Поэтому в торжественном праздновании Покрова Божией Матери Русская Церковь поет: «С хором Ангелов, Госпожа Владычица, с преподобными и славными пророками, с Первоапостолами и с Первосвященниками. Священномученики и святители, молитесь за нас, грешников, прославляя праздник вашего Покрова на Земле Русской.Более того, казалось бы, что святой Андрей, созерцавший чудесное видение, был славянином, попал в плен и стал рабом местного жителя Константинополя по имени Феогност.

Храмы в честь Покрова Пресвятой Богородицы начали появляться в России в XII веке. Широко известен своими архитектурными достоинствами храм Покрова на Нерли, построенный в 1165 году святым князем Андреем Боголюбским. Усилия этого святого князя установили и в Русской Церкви праздник Покрова Богородицы, около 1164 года.

В Новгороде в XII веке находился Покровский монастырь Пресвятой Богородицы (так называемый Зверинский монастырь). В Москве также при царе Иване Грозном был построен собор Покрова Пресвятой Богородицы. церковь Святой Троицы (известная как церковь Василия Блаженного).

В праздник Покрова Пресвятой Богородицы мы умоляем о защите и помощи Царицы Небесной: «Помни нас в молитвах твоих, Госпожа Дева Богородица, дабы нам не погибнуть умножением грехов наших. Защити нас от всякого зла и от тяжких бедствий, ибо на тебя мы надеемся, и, почитая Праздник твоей защиты, мы возвеличиваем тебя ».

Покров Богородицы

14 октября (1 октября по старому стилю) Церковь торжественно и радостно празднует Покров Пресвятой Богородицы. Этот праздник — любимец русских православных людей. Он был основан в 12 веке Русской церковью. Исторической основой праздника является спасение византийской столицы Константинополя от нападения более 1000 лет назад.

Именно во время всенощного бдения во Влахернском храме, переполненном молящимися, в четвертый час Христос Юродивый Святой Андрей увидел нашу Пресвятую Богородицу, входящую в Царские врата храма в окружении собрание святых. Святой Иоанн Креститель и Иоанн Богослов сопровождали Царицу Небесную. После долгой молитвы она сняла покрывало и накинула его на молящихся в церкви, защищая их от врагов. Пресвятая Богородица сияла небесной славой, и покров в ее руках сиял «больше, чем лучи солнца».С трепетом глядя на чудотворное видение, святой Андрей спросил своего ученика Епифания: «Видишь ли ты Богородицу и Царицу Небесную?» Епифаний ответил: «Я вижу Святого Отца и трепещу». Кто был этот блаженный Андрей, избранный видеть Богородицу? Андрей, славянин по происхождению, был рабом богатого человека Феогноста в Константинополе. Феогност любил Андрея и заботился о его образовании, обучая его чтению и письму. Андрей был спокойным и добрым молодым человеком. Он любил читать жития святых, изучать Священное Писание и часто ходить в церковь.Постепенно желание посвятить себя Богу усиливалось, и, следуя знамению свыше, он оставил мирские почести позади и взял на себя аскетический подвиг быть глупцом — для — Христа, то есть действовал, как если бы он был безумным. Андрей жил на улице, голодный, в лохмотьях и избегаемый даже нищими. Но за его крайнее смирение, пост, непрекращающуюся молитву и духовную чистоту он был наделен Богом дарами проницательности и пророчества. Таким образом, мы видим, что это не был кто-то из епископов или других священников, ни патриарх, ни епископ; ни император, ни другие члены королевской семьи, ни кто-либо из академических кругов, которыми была так богата Византия, ни какие-либо другие выдающиеся граждане столицы, избранные для того, чтобы увидеть мистическое видение Богородицы во Влахернском храме. Это было даровано безумному — за — Христу Святому Андрею и его ученику Епифанию, чтобы увидеть это великое и внушающее благоговение видение. В этот праздник Святая Церковь празднует великое и радостное откровение света защиты мира и великой любви. Богородицы. Ибо не только в тот день более тысячи лет назад во Влахернском храме молилась Дева, но она продолжала молиться за мир и будет продолжать до скончания веков. И не только на тех, кто тогда находился в храме, она расстелила свою прекрасную вуаль.Но и на весь мир, и на все человечество, и на нас, грешников, распространяется лучезарное и спасительное Покровительство Богородицы. Пресвятая Дева, Богородица есть посредница между небом и землей, заступница за мир перед Богом. престол славы божьей. Мир не оставлен в печали, человечество не оставлено в одиночестве. Богородица скорбит и плачет по нам. Мы знаем, что мы большие грешники, но мы также знаем, что мы не забыты Богородицей, которая близка каждой человеческой душе.Что утешительнее ?. На протяжении веков сердца верующих озарялись радостью Покрова Богородицы, радостью ее молитв за мир. Да, радость и свет Покрова Богородицы на нас, в нас, в наших сердцах и в нашей стране.


Из книги «Чудотворные иконы Божией Матери в истории России».

1 октября: Покров Пресвятой Богородицы

1 октября

Испокон веков Церковь чествовала Пресвятую Богородицу как покровительницу и покровительницу христианского народа, которая своими ходатайственными молитвами взывает о милости Божией к нам, грешникам.Помощь Пресвятой Богородицы ясно проявлялась много раз отдельным людям и народам, в мирное и военное время, в монастырских пустынях и густонаселенных городах. Событие, которое Церковь отмечает и отмечает сегодня, подтверждает последовательную защиту христианского народа Богородицей. 1 октября 911 года, во время правления императора Льва Мудрого, во Влахернском храме Божией Матери в Константинополе было проведено всенощное бдение. Церковь была полна людей. Санкт-ПетербургАндрей Юродивый Христос стоял в задней части церкви со своим учеником Епифанием. В четыре часа утра над народом явилась Пресвятая Богородица, протянув свой омофор, как защитное покрывало для верующих. Она была одета в инкрустированный золотом пурпур и сияла невыразимым сиянием в окружении апостолов, святых, мучеников и дев. Святой Андрей сказал блаженному Епифанию: «Видишь ли, брат, Царица и Владычица всех молящихся за весь мир?» Епифаний ответил: «Вижу, батюшка, и поражаюсь!» Праздник Покрова был учрежден в ознаменование этого события и чтобы напомнить нам, что мы можем с молитвой получить непрекращающуюся защиту Пресвятой Богородицы в любое трудное время.

Источник: Святой Николай Велимирович, Охридский пролог — Том второй.

Аполитикион

О Дева, мы превозносим великую благодать Защиты Твоей, которую Ты распространила подобно яркому облаку, недоступному всякому разумению; ибо ты невидимо защищаешь свой народ от каждого нападения врага. Поскольку у нас есть твое убежище и надежная помощь, мы взываем к тебе всей душой: слава твоим великим подвигам, о чистейшая дева. Слава твоему самому божественному прибежищу.Слава заботе Твоей и провидению о нас, безупречный.

Покров Божией Матери

Покров Богородицы (Покров)
1 октября

Рукой отца Люка Дингмана, www.lukedingman.com

« Сегодня Дева стоит посреди церкви и хором святых незримо молится Богу за нас. Ангелы и епископы поклоняются Ей, Апостолы и пророки вместе радуются, ибо ради нас она молится Вечному Богу! »

«Испокон веков Церковь чествовала Пресвятую Богородицу как покровительницу и покровительницу христианского народа, которая своими ходатайственными молитвами взывает о милости Божией к нам, грешникам.Помощь Пресвятой Богородицы ясно проявлялась много раз отдельным людям и народам, в мирное и военное время, в монастырских пустынях и густонаселенных городах. Событие, которое Церковь отмечает и отмечает сегодня, подтверждает последовательную защиту христианского народа Богородицей.

1 октября st , 911 состоялось всенощное бдение во Влахернском храме Божией Матери в Константинополе. Церковь была переполнена. Константинополь, столица Византийской империи, находился под угрозой вторжения, и люди молились о помощи Бога во Влахернской церкви на окраине города.Именно в этой церкви омофор или покрывало Девы Марии хранилось как самая драгоценная реликвия.

По преданию, в воскресенье, 1 октября, в 4 часа утра явилась Пресвятая Дева в сопровождении Иоанна Предтечи, Иоанна Богослова и нескольких святых. Богородица подошла к центру храма, преклонила колени и долго молилась. Ее лицо было залито слезами. Завершив свою молитву, она взяла покрывало и накинула его на людей, молящихся в церкви, защищая их от врагов, как видимых, так и невидимых.Пресвятая Богородица, облаченная в инкрустированный золотом пурпур, сияла небесной славой, а покров в ее руках сиял невыразимым сиянием. После явления Богородицы опасность варварского нашествия была предотвращена, и город был избавлен от кровопролития и страданий.

Пресвятая Дева, Богородица — посредница между небом и землей, заступница мира перед престолом славы Божией. Можно сказать, что Богородица сидит на передней скамье, ведя нас в молитве к своему Сыну.Мир не оставлен в печали; человечество не оставлено горевать в одиночестве. Богородица скорбит и плачет по нам. Мы знаем, что мы большие грешники, но мы также знаем, что мы не забыты Богородицей, которая близка каждой человеческой душе. Что утешительнее? На протяжении всех веков сердца верующих озарялись радостью Покрова Богородицы, радостью ее молитв за мир. Да, радость и свет Покрова Богородицы на нас, в нас, в наших сердцах и в нашей стране.

Этот праздник года Покров пришел в Украину с принятием христианской веры. Украина, будучи обильно благословленной землей, часто и сейчас подвергалась опасности со стороны захватчиков. Напоминание о Матери, которая защищает — не только от бедствий, но и во времена бедствий, было и остается таким привлекательным!

В праздник Покрова Пресвятой Богородицы мы умоляем о защите и помощи Царицы Небесной: «Помни нас в молитвах твоих, Госпожа Дева Богородица, дабы мы не погибли от умножения наших грехов. Защити нас от всякого зла и от тяжких бедствий, ибо на тебя мы надеемся, и, почитая Праздник твоей защиты, мы возвеличиваем тебя ».

«Молитвами Пресвятой Богородицы, Спаситель, спаси нас!»

Адаптировано с признательностью: Православная церковь в Америке, https://oca.org/saints/lives/2017/10/01/102824-the-protection-of-our-most-holy-lady-the-mother-of -Бог-и-вечно

Дополнительный источник: Пролог Охрида

Покрова Пресвятой Богородицы

1 октября Церковь торжественно и радостно отмечает Покрова Пресвятой Богородицы . Этот праздник любим русским православным народом и другими церквями славянской традиции. Он был основан в XII веке Русской Церковью, хотя исторической основой для этого было поражение своих русских предков при нападении на столицу Византии Константинополь, который был спасен заступничеством Пресвятой Богородицы. (По греческой традиции праздник отмечается 28 октября. )

Русская Церковь отмечает событие, произошедшее в древности и на чужбине — в далеком греческом городе Константинополе более 1000 лет назад.Событие произошло во Влахерном храме, в присутствии множества людей, хотя его увидели только двое — блаженный юродивый Андрей и его ученик Епифаний. Оба они видели, как в церкви появилась Царица неба и земли, молящаяся за мир и всех людей и благословляющая верующих своим священным покровом.

О иконе

На этом изображении объединены два разных события, которые произошли с разницей в четыреста лет. Оба события происходили в бывшей церкви Влахерн в Константинополе.

На иконе праздника «Покров Божией Матери» изображена Богородица, стоящая над верующими с молитвенно простертыми руками и покрытая покрывалом. По обе стороны от нее ангелы. В нижнем правом углу большинства икон этого праздника изображены святые Андрей и его ученик Епифаний, которые видели это видение Богородицы с двенадцатью апостолами, епископами, святыми женщинами, монахами и мучениками, расстилающими покрывало для защиты прихожан. . Святой Епифаний одет в хитон под своим плащом и изумленно жестикулирует перед чудесным явлением, в то время как св.Андрей, Христос глупый, одет только в плащ.

Под Богородицей, в центре иконы, стоит юноша с нимбом, одетый в диаконский стихарион. В левой руке он держит раскрытый свиток с текстом Рождественского кондака в честь Богородицы. Это святой Роман Мелодист, знаменитый гимнограф, праздник которого также отмечается в тот же день, 1 октября. Его хор сопровождает император Лев Мудрый вместе с императрицей и Константинопольским патриархом.(см .: Святой Роман Мелодист)

Название праздника

В большинстве славянских языков слово «церемент» имеет двойное значение: «покрывало» и «защита». Русское слово Покров , как и греческое Скепи , имеет сложное значение. Прежде всего, это относится к плащу или савану, но это также означает защиту или заступничество. По этой причине название праздника по-разному переводится как Покров Богородицы , Покров Пресвятой Богородицы , Покров Пресвятой Богородицы или Покров Пресвятой Богородицы .

Подробнее о застолье

Кем был этот блаженный Андрей, избранный, которому Богородица открыла Свой облик?

В большом городе Константинополе святой Андрей казался бедным и низкорослым. Однако под прикрытием странности он скрывал от всех свой сияющий дух и свою наполненную благодатью мудрость. Святой Андрей был славянином по происхождению и в детстве был продан в рабство.

Любимый своим хозяином, он получил прекрасное образование и проявил особые способности к чтению и письму; в результате ему было присвоено почетное положение писца.Однако его врожденная мудрость побуждала его избегать земных почестей и погрузиться в духовные созерцания. Следуя своему внутреннему импульсу, он покинул мир под видом безумия, скрывая свои великие духовные дары под нищим лохмотьями, и взял на себя духовный подвиг юродства для Христа, наряду с подвигами поста, бедности, бездомности и постоянного молитва. Именно эту юродивую Христову Богородица избрала свидетелем Ее прихода во Влахерную церковь. Она не выбрала ни патриарха, ни епископа, ни священнослужителя, ни монаха; Она не выбирала ни царя, ни его вельмож, ни кого-либо из мудрых и ученых мужей, которыми была известна Византия; при этом Она не выбрала никого из выдающихся горожан.Вместо этого святая Богородица избрала юродивого Андрея и даровала ему благодать засвидетельствовать вместе со своим благочестивым учеником Епифанием великое и устрашающее видение.

Это случилось в конце жизни блаженного Андрея. Посещая всенощное бдение во Влахерне, рано утром он увидел, как Богородица вошла в храм через царские врата, окруженная сонмом ангелов и множеством святых, поддерживаемых святым Иоанном Крестителем и святой апостол Иоанн Богослов.

Когда Богородица подошла к амвону, святой Андрей спросил Епифания: «Видишь ли ты Госпожу и Царицу мира?» На что тот трепетно ​​ответил: «Я вижу, отец, и я трепещу».

Помолившись некоторое время, Пречистая сняла с головы головной убор, сверкавший, как молния, и накинула его на людей.

Празднуя этот праздник, Церковь отмечает великое и радостное откровение распространенной по миру божественной защиты, великую любовь Богородицы к человечеству.Ибо не только во Влахерне тысячу лет назад слезно молилась Богородица, но Она всегда молится за нас до скончания веков. И Ее почтенное покрывало распространилось не только на верующих, присутствовавших в то время в храме, но и на весь мир, на все человечество и на всех нас, грешников, сияет спасительное Покровительство Богородицы.

Богородица — посредница между землей и небом, Заступница мира перед престолом славы Божией.Мир не оставлен в своей печали, не один человек в своей печали: за нас и вместе с нами скорбит Пресвятая Богородица. Да, мы знаем, что мы великие грешники, но мы также знаем, что мы не забыты Богородицей, Которой дорога каждая человеческая душа. Может ли быть больший комфорт? Во все века радость Покрова Пресвятой Богородицы сияет в сердцах верующих, радость Ее молитвы за мир. Молитва Богородицы, которой молится Сам Святой Дух, всемогуща.

Пусть радость и слава Покровительства Богородицы воссияют над нами, в наших сердцах и над нашей землей! Аминь.


Из « Чудотворные иконы Божией Матери в истории России »

Пресвятой Богородицы


14 октября (1-го по старому стилю) Русская Церковь торжественно и радостно празднует Покров Пресвятой Богородицы. Этот праздник любим русским православным народом. Он был основан в XII веке Русской Церковью, хотя исторической основой для него было поражение наших русских предков при нападении на столицу Византии Константинополь, который был спасен заступничеством Пресвятой Богородицы.


Святая Покров.

Русская Церковь отмечает событие, произошедшее в древности и на чужбине — в далеком греческом городе Константинополе более 1000 лет назад.Событие произошло во Влахерном храме, в присутствии множества людей, хотя его увидели только двое — блаженный юродивый Андрей и его ученик Епифаний. Оба они видели, как в церкви появилась Царица неба и земли, молящаяся за мир и всех людей и благословляющая верующих своим священным покровом.

Кем был этот блаженный Андрей, избранный, которому Богородица открыла Свой облик? В большом городе Константинополе св.Эндрю казался бедным и низкопробным. Однако под прикрытием странностей он скрывал от всех свой сияющий дух и свою благодатную мудрость. Святой Андрей был славянином по происхождению и в детстве был продан в рабство.

Любимый своим хозяином, он получил прекрасное образование и проявил особые способности к чтению и письму; в результате ему было присвоено почетное положение писца. Однако его врожденная мудрость побуждала его избегать земных почестей и погрузиться в духовные созерцания.Следуя своему внутреннему импульсу, он покинул мир под видом безумия, скрывая свои великие духовные дары под нищим лохмотьями, и взял на себя духовный подвиг юродства для Христа, наряду с подвигами поста, бедности, бездомности и постоянного молитва. Именно эту юродивую Христову Богородица избрала свидетелем Ее прихода во Влахерную церковь. Она не выбрала ни патриарха, ни епископа, ни священнослужителя, ни монаха; Она не выбирала ни царя, ни его вельмож, ни кого-либо из мудрых и ученых мужей, которыми была известна Византия; при этом Она не выбрала никого из выдающихся горожан.Вместо этого святая Богородица избрала юродивого Андрея и даровала ему благодать засвидетельствовать вместе со своим благочестивым учеником Епифанием великое и устрашающее видение.

Это случилось в конце жизни блаженного Эндрюса. Посещая всенощное бдение во Влахерне, рано утром он увидел, как Богородица вошла в храм через царские врата, окруженная сонмом ангелов и множеством святых, поддерживаемых святым Иоанном Крестителем и святой апостол Иоанн Богослов.

Когда Богородица подошла к амвону, святой Андрей спросил Епифания: Видишь ли ты Владычицу и Царицу мира? На что тот с трепетом ответил: я вижу, отец, и я трепещу.

Помолившись некоторое время, Пречистая сняла с головы головной убор, сверкавший, как молния, и накинула его на людей.

Празднуя этот праздник, Церковь отмечает великое и радостное откровение распространенной по миру Божественной защиты, великую любовь Матери Божией к человечеству.Ибо не только во Влахерне тысячу лет назад слезно молилась Богородица, но Она всегда молится за нас до скончания веков. И Ее почтенное покрывало распространилось не только на верующих, присутствовавших в то время в храме, но и на весь мир, на все человечество и на всех нас, грешников, сияет спасительное Покровительство Богородицы.

Богоматерь — посредница между землей и небом, Заступница мира перед престолом славы Божией.Мир не оставлен в своей печали, не один человек в своей печали: за нас и вместе с нами скорбит Пресвятая Богородица. Да, мы знаем, что мы великие грешники, но мы также знаем, что мы не забыты Богородицей, Которой дорога каждая человеческая душа. Может ли быть больший комфорт? Во все века радость Покрова Пресвятой Девы сияет в сердцах верующих, радость Ее молитвы за мир. Молитва Богородицы, которой молится Сам Святой Дух, всемогуща.Пусть радость и слава Богородицы-Покровительницы сияют над нами, в наших сердцах и над нашей землей! Аминь.

Из чудотворных икон Божией Матери в истории России


Проповедь на праздник Покрова Пресвятой Богородицы.

Сегодня, дорогие братья, мы отмечаем праздник Покрова Пресвятой Богородицы.Начало этого праздника восходит к 910 году нашей эры в городе Константинополе, в бывшей Византийской империи, современной Турции. В то время город осаждали враги, которые угрожали ему полным разрушением, так как осада застала город врасплох, не имея необходимых средств защиты. Легко понять панику и страх жителей; Однако они не растерялись.

Слабые в военной мощи, но сильные своей верой и надеждой на Бога, греки вместе со своим императором Львом Мудрым собрались на всенощное бдение в знаменитой церкви Влахерны, где облачение Богородицы. был сохранен, и здесь они горячо молились Царице Неба и земли об их избавлении.

Именно в этот момент явилось чудесное видение, которое мы празднуем сегодня и которое осталось незабываемым на все времена.

В храме стоял праведный юродивый Христос Андрей, пришедший из Скифии (впоследствии ставшей Россией), вместе со своим учеником Епифанием, впоследствии ставшим Константинопольским Патриархом. Оба они видели, как Пресвятая Богородица молилась за людей вместе со всем собранием святых, сопровождавших Ее, и во время молитвы Она прикрывала верующих Своей покрывалом.

Сейчас мы в подобных обстоятельствах: тоже в церкви, тоже на службе. Но что бы мы почувствовали, дорогие братья, если бы Богородица предстала перед нами вместе со всем собранием святых ?! Мы были бы в полном восторге, если бы не смогли выразить свои чувства словами. Все мы, вероятно, стояли бы ошеломленные со священным трепетом, изумлением, восторгом

И все же это не так уж и невозможно, это не только эфемерный сон! Тайны духовного мира окружают нас повсюду, как воздух.Мы не видим их глазами, потому что наше физическое зрение слишком грубое, оно приспособлено только для чисто физических целей. Вооружитесь глазом в телескоп, и вы увидите солнечные пятна за миллион миль, вы увидите знаменитые каналы на Марсе и т. Д. Посмотрите в микроскоп, и вы увидите изобилие жизни в мельчайшей капле воды.

В какой-то степени это чудо, но в то же время естественно; здесь действуют физические законы. Но есть другой, другой мир, мир духовный.Никто не может проникнуть в нее только с помощью физических законов.

Каждый несет в себе частицу этого духовного мира, это наша душа.

Жизнь души внутри нас тесно связана с физическим строением нашего организма, и в то же время мы чувствуем, что это лишь временное устройство. Если нам это не нравится, мы стараемся не думать об этом. Если к нам приходят мысли о духовной жизни, мы стараемся отогнать их от себя.

Но давайте задумаемся, дорогие братья: где теперь бесчисленные миллионы людей, которые, начиная с Адама, жили на земле? Не принимая во внимание их личное духовное состояние, мы понимаем, что они должны где-то находиться. Их тела давно обратились в пыль, но где их души?

И здесь мы сталкиваемся лицом к лицу с идеей, хотя и расплывчатой, но все же определенно представленной о творческом плане Вселенной, который состоит из двух частей, духовной и физической, и на краю этих двух миров стоит человек.

Праздник Покрова Богородицы показывает нам соединение этих двух миров. Собственно, самое чудесное здесь не само видение Богородицы и всех святых, молящихся за народ, — об этом говорится во всех стихирах наших богослужений, которые говорят о Богородице, — но чудесно то, что это видение видел человек. Это настоящее чудо, поскольку предполагает отход от обычных законов природы. Духовный мир и все его проявления обычно невидимы для человеческого глаза.

Мы привыкли воображать, что Она, Пресвятая Богородица и все святые, все умершие, весь духовный мир вообще где-то там, далеко на небесах. Нам это необычно и даже трудно поверить, а Богоматерь и все святые так близки нам, что могут вместе с нами молиться в наших церквях.

Божественная литургия, которую совершают грешные люди, есть тайна, в которую, в словах церковной молитвы, хотят проникнуть даже святые ангелы, а для Ее, Пресвятой Богородицы, эта жертва должна быть самой драгоценной из всех. все.

Не упускайте случая, дорогие братья, воспользоваться близостью Богородицы и молиться Ей с детской простотой, преданностью и искренней верой, призывая Ее: «Возрадуйтесь, радость наша, защити нас от всего. зло с Твоей драгоценнейшей завесой «. Аминь.

* * *

Еще раз собрались мы, дорогие братья, на праздник Пресвятой Богородицы; мы снова услышим столь знакомое нам Евангелие о встрече двух радостных Матерей Марии и Елизаветы; еще раз воскликнем вместе с Богородицей: возвеличивает душа Моя Господа и радуется дух Мой о Боге, Спасителе Моем; еще раз мы с радостью откроем наши уста и с радостью воспеваем Ее чудеса.

И это воистину чудо милосердия Божия, что так легко нашим сердцам открыться воспеванию Богородицы, что не только мы не утомляемся частыми праздниками Богородицы, но и после каждого из них мы с нетерпением жди следующего, что доказывает, как сильно мы любим Тую, Кто честнее херувимов и несравненно славнее серафимов.

Сегодняшний праздник имеет свои особенности, которые делают его особенно ценным для нас.Пречистая накинула покрывало на город, находившийся в осаде, на людей, у которых не было другой надежды, кроме помощи Царицы Небесной; и Она заступилась за этот народ. И таким образом, из этого древнего исторического факта в христианскую душу вошла уверенность в том, что когда нет другого заступника, нет другого утешения, нет другой радости, когда сердце готово принять горькую идею, что оно одиноко, забыто и ненужно кем угодно, тогда достаточно просто помнить, что у нас есть добрая, милосердная и сострадательная Мать, Которая видит наши нужды, слышит наши мольбы и всегда готова помочь нам, поддержать нас, утешить нас; достаточно вспомнить все это и взывать к Ней, Пречистой и Блаженной, всем сердцем, взывать к Ней, и тогда произойдет чудо: пройдет скорбь, и тихая, нежная радость и примирение с Богами воля наполнит нашу душу.

Эти духовные эмоции, печаль и радость, которые следуют за ней, являются фактами, реальностью, действительностью. Мы знаем, откуда приходит печаль, что ее порождает; мы также должны точно знать, откуда приходит радость, чтобы не думать о ней как о случайности, как о чем-то, что происходит само по себе или в результате изменения внутреннего настроения.

Церковь помогает нам исследовать нашу душу и увидеть источник ее радости.В сегодняшнем кондаке он укажет нам, что сегодня Дева стоит в Церкви и с хором святых незримо молится Богу за нас.

Может ли быть печаль или горе там, где Царица Небесная расстилает Свою сияющую вуаль? Где к Ней обращаются с молитвой? Можем ли мы сомневаться в Ее незримом присутствии среди нас? Если мы очистим свои чувства, чтобы наше сердце не было подвержено никаким земным страстям, то по молитвам Богородицы радость Христова снова охватит нас и станет источником вечного духовного утешения.Аминь.

Протоиерей Игорь Гребинка.


Проповедь Покрова Пресвятой Богородицы

В дни земных скитаний человек часто нуждается в небесной помощи. Как путник, заблудившийся в штормовую зимнюю ночь, нетерпеливо оглядывается вокруг, чтобы увидеть, есть ли где-нибудь проблеск света, так и мы в трудные минуты жизни, когда нам кажется, что пути нет наружу, — бессознательно взирать вверх, в сторону Подателя всех милостей, Господа Бога.

Яркий пример такой ситуации — событие, давшее начало сегодняшнему празднику.

Это произошло более тысячи лет назад, когда азиатские орды диких сарацинов вторглись в Византию, нашу сестру по вере, грабя все на своем пути огнем и мечом. Греки заперлись в Константинополе и со страхом ожидали неминуемой смерти, так как враг уже достиг стен города. Они не могли ожидать помощи ниоткуда, а их собственные вооруженные силы были незначительны. Однако христиане чувствовали, что еще не все потеряно, поскольку невозможное для человека вполне возможно для Бога.

Итак, весь народ, от императора до простолюдинов, пошел в церковь во Влахернах, чтобы вместе помолиться. (Эта церковь была известна своими священными реликвиями: в ней хранилось одеяние Богородицы и Её омофор , то есть большое покрывало, которое Она носила на голове). И эта молитва была очень горячей, и она достигла престола Божьего.Ранним утром один из верующих, блаженный юродивый Христов Андрей, уроженец России, молитвенно поднял глаза и увидел Царицу Небесную Пресвятую Деву Марию в окружении сонма ангелов. и святые, сияющие ярким светом и покрывающие людей Своей молниеносной пеленой. Пораженный таким чудесным видением, святой Андрей сказал своему ученику, блаженному Епифанию: Видишь ли ты, брат, Царица и Владычица всего, молящуюся за весь мир? — Я вижу, святой Отец, — ответил последний, и я трепещу.


Покров Пресвятой Богородицы

Весть об этом видении, явленном избранным Божьим, быстро распространилась по всему городу, и греческие солдаты, вдохновленные надеждой на помощь серьезной Защитницы христиан, успешно отразили великое множество врагов. Даже царь Давид, псалмопевец, восклицал с надеждой в Промысле Божьем: Он призовет Меня, и Я отвечу ему; Я буду с ним в беде; Я избавлю его и прославлю его (Пс.91:15). Через Бога мы будем действовать доблестно, ибо Он попирает врагов наших (Пс. 60:12).

Таким образом, великие армии врага были бессильны перед цитаделью, в которой люди полагались не на свои мечи, луки и стрелы, а на помощь свыше. Эта цитадель — храм Богов, где Пресвятая соизволила явиться Своим избранным, святым Андрею и Епифанию.

Из этого следует, что церковь — это наша земная гавань во всех нуждах и печалях, это святое место, в котором сила Господа проявляется в первую очередь через семь установленных таинств.Церковь в некоторой степени является земным небом, где сияет слава Господа нашего Иисуса Христа, окруженная ангелами и множеством святых. ибо где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них (Мф. 18:20). Вот почему еще во времена Ветхого Завета храм был центром человеческой жизни, местом, где люди общались с Богом. По этой причине ковчег завета, нерукотворенный Пречистой Богородицей, готовился к Ее исключительно высокому назначению, пребывая преимущественно в церкви.Сам Христос, для Которого небо — престол, а земля — ​​пьедестал, часто посещал Иерусалимский храм и, глубоко заботясь о его святости, изгонял всех, кто вносил в него беспорядок . Мой дом будет называться домом молитвы, но вы сделали его вертепом разбойников (Матф. 21:13), — сказал Он продавцам жертвенных животных, которые вместе со своими товарами обосновались в одном из внутренних помещений. дворы храма. Таким образом, апостолы, а впоследствии и все христиане, единодушно собирались вместе по воскресеньям для совершения таинства Святого Причастия в специально отведенном месте.

Никаких дополнительных примеров не требуется. Всем ясно, что нам нужна Божья церковь и что мы должны стремиться туда попасть, как больной стремится попасть в клинику в надежде выздороветь.

Не говорите, что так же легко можно молиться дома. Нет, не обманывайте себя и других, не пытайтесь оправдать свое безделье. Только здесь, во время Божественной литургии, Царь царей и Господь господствующих приходит в жертву и отдавать верным. Здесь наша молитва достигает своей величайшей силы, потому что, не видя и не слыша ничего мирского вокруг нас, мы бессознательно фокусируем свое внимание в одном направлении: поклоняться Господу Богу, чтобы Он помнил нас в Своем Царстве. Мы должны помнить, что в те тяжелые времена, во время осады Константинополя, Император и Императрица, и Святой Андрей со своим учеником Епифанием, и все множество людей вполне могли молиться и, несомненно, молились в своих домах; однако все они были призваны для общей молитвы в церкви, и именно та молитва, вознесенная от объединенных сердец и объединенных уст, пробила небеса и достигла Бога.И именно там, в церкви, явилось видение, как Пречистая молилась перед престолом Сына Своего и Бога нашего за страдающее человечество.

Пусть все это послужит нам уроком и наставлением, чтобы ободрить нас непременно прийти в Божью церковь, где наши молитвы укрепляются помощью и заступничеством святых и, прежде всего, Пречистой Девы Марии.

О, Пресвятая Богородица, спаси нас! Аминь.

Протоиерей Леонид Колчев

Покров Богородицы

1 октября — праздник Покрова Богородицы, который отмечается в византийском обряде и считается одним из главных святых праздников у славянских христиан.

Праздник Покрова Богородицы ( Покров ) отмечает появление Пресвятой Девы Марии в X веке в церкви Влахерн, ранее расположенной к северо-западу от Константинополя (Стамбул). По преданию, святой Андрей Константинопольский, считавшийся «юродивым для Христа», и его ученик Епифаний были свидетелями явления Богородицы наверху, где в храме хранились мощи ее одежды, покрова и пояса. Приняв колени в молитве, Пресвятая Дева сняла покрывало и накинула его на людей в церкви в знак своей непоколебимой защиты. Поскольку святой Андрей был славянином, память об этом событии быстро распространилась среди его народа.

Для славянских католиков, использующих византийский обряд, Покров проводится как праздник всенощного бдения. Это означает, что, по крайней мере, в монастырской обстановке праздник отмечается всенощным бдением — торжественной литургической службой, объединяющей вечерню, утреню и первый час (прайм). Многие приходы отмечают праздник Великой вечерней 30 сентября, после чего на следующий день следует Божественная литургия.На протяжении веков различные восточно-христианские народы приписывали защиту от сил вторжения и победу над ними защите Матери Божьей.

Далее следуют тропарь и кондак (основные гимны) Покров . И хотя праздник Покрова Пресвятой Богородицы уходит корнями в византийскую традицию, все католики могут почтить многочисленные милости Пресвятой Богородицы и искать ее защиты всякий раз, когда они в этом нуждаются.

Сегодня верующие празднуют праздник с радостью
озаренные твоим приходом, Богородица.
Глядя на ваш чистый образ, мы горячо взываем к вам:
«Окружите нас драгоценной завесой вашей защиты;
избавьте нас от всякого зла, умоляя Христа,
Твоего Сына и нашего Бога, чтобы Он спас наши души.

Сегодня Богородица стоит посреди церкви
и с хором святых незримо молится Богу за нас.
Ангелы и епископы поклоняются,
апостолов и пророков вместе радуются,
потому, что ради нас она молится предвечному Богу.

.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *