Кто не работает, тот не ест!
Эту хрестоматийную фразу знают все. Однако с ней связано как минимум два заблуждения…
Плакаты с грозным предупреждением: «кто не работает, тот не ест» обычно подписывались именем Ленина и в первые годы советской власти висели едва ли не в каждом «красном уголке».
Эту фразу действительно можно найти в ленинской статье «О голове». Присутствует она и в знаменитом «Моральном кодексе строителя коммунизма», и в советских Конституциях. Например, в 12-й статье «сталинской» Конституции 1936 года сказано: «Труд в СССР является обязанностью и делом чести каждого способного к труду гражданина по принципу кто не работает, тот не ест». Из «брежневской» конституции 1977 года эту фразу убрали, однако сам принцип остался. А «уклонение от общественно полезного труда» было «несовместимо с принципами социалистического общества» (статья 60). Смысл этого понятен: из полноценной жизни страны Советов исключались те, кого государство (в лице своих чиновников) считало «паразитами» и «тунеядцами».
Таким образом, слова «кто не работает, тот не ест» устойчиво ассоциируются с социалистической системой, а их автором многие до сих пор считают Владимира Ульянова (Ленина). Но вождь мирового пролетариата не выдумал эту фразу, а позаимствовал ее из Библии. Ведь он — учившийся и в гимназии, и в университете — изучал Священное Писание и, скорее всего, хорошо знал, что слова «Если кто не хочет трудиться, тот и не ешь» принадлежат апостолу Павлу.
Удивительно, но цитируя и используя слова апостола в коммунистической доктрине, ее идеологи умудрялись одновременно критиковать их в антирелигиозных изданиях. Например, в учебниках советского времени говорилось примерно следующее: фраза апостола Павла «если кто не хочет трудиться, тот и не ешь» — это обычная в рабовладельческом обществе формула рабской трудовой повинности. Такой вот парадокс: одна и та же мысль становится лозунгом и одновременно объявляется проповедью рабской морали…
Так когда же и при каких обстоятельствах эти слова были произнесены? Кому они были сказаны и какой смысл вкладывал в них автор?
Истории этой почти две тысячи лет. В начале 50-х годов I столетия по Р.Х. в македонский город Фессалоники (нынешние греческие Салоники) приходит апостол Павел с проповедью христианства. От него фессалоникийцы впервые слышат о Христе: о Его Воскресении, Втором пришествии и будущем всеобщем телесном воскресении*. И, несмотря на то, что для самой «продвинутой» в то время древнегреческой философии телесное воскресение было абсурдом (ведь античный мир жил под сократовским девизом: «тело — темница души»), несмотря на изумление и насмешки языческой интеллигенции**, вокруг апостола в Фессалониках очень быстро образуется христианская община. Впоследствии апостол Павел с большой любовью и теплотой отзывался о ней. Но даже под таким духовным руководством фессалоникийские христиане не были застрахованы от заблуждений***.
Проповедь апостола Павла о втором пришествии Христа произвела настолько сильное впечатление на верующих, что многие стали ждать Спасителя буквально со дня на день. Масла в огонь подлила странная ситуация с подметными посланиями, написанными якобы от его имени (см. 2 Фес 2:2). К этому добавилась неистовая проповедь экзальтированных людей, которых Церковь называет обычно лжепророками. Многие христиане, услышав и поверив, что Второе пришествие уже наступает, бросили работу и самые необходимые для человека заботы.
Узнав об этом, Павел взял чернила, папирус и в своем письме объяснил новообращенным христианам очевидные для апостола вещи. Так появилось письмо, позднее вошедшее в Новый Завет под названием «Второе послание к Фессалоникийцам».
Мысль, изложенная в Послании, такова. Господь придет, конечно, внезапно и, возможно, придет скоро. Но есть признаки приближения Второго пришествия: исторические и духовные события, которым суждено произойти прежде. Ведь цель Господа состоит вовсе не в том, чтобы Своим внезапным появлением застать врасплох как можно больше людей, а в том, чтобы человек, зная признаки пришествия Христа, несмотря ни на что остался Ему верным. Во втором послании к Фессалоникийцам, как о главном признаке скорого Пришествия, апостол говорит о появлении антихриста и массовом отступлении людей от веры в Христа.
Напомнив христианам признаки Второго пришествия, апостол пишет: «Завещеваем же вам, братия, именем Господа нашего Иисуса Христа, удаляться от всякого брата, поступающего бесчинно, а не по преданию, которое приняли от нас, ибо вы сами знаете, как должны вы подражать нам; ибо мы не бесчинствовали у вас, ни у кого не ели хлеба даром, но занимались трудом и работою ночь и день, чтобы не обременить кого из вас, — не потому, чтобы мы не имели власти, но чтобы себя самих дать вам в образец для подражания нам. Ибо когда мы были у вас, то завещали вам сие: если кто не хочет трудиться, тот и не ешь. Но слышим, что некоторые у вас поступают бесчинно, ничего не делают, а суетятся. Таковых увещеваем и убеждаем Господом нашим Иисусом Христом, чтобы они, работая в безмолвии, ели свой хлеб»
Удивительно, каким образом умудрялись эти слова истолковать как формулу рабской трудовой повинности, ведь контекст совершенно противоречит такому пониманию! Безусловно, апостол не был сторонником праздности. Но из текста послания видно, что эти строки изначально предназначались не строителям социализма или античным рабам, а тем христианам, чье ожидание Второго пришествия Христа было далеким от здравомыслия.
Кроме того, у апостола — это личное обращение к конкретным людям, которые неправильно его поняли. У Ленина же — это доктрина. А вот доктрина уже не просит, а требует. Именно поэтому, например, Иосиф Бродский — поэт, переводчик и филолог, попал в ссылку, потому что не нашел себе места в той «табели о рангах», которая в советское время отделяла трудящихся от «тунеядцев». Согласно этой доктрине, под ударом оказывались очень многие: духовенство, интеллигенция, инакомыслящие, — словом, все те, чей труд, по мнению государства, не был «общественно полезен». И у этой государственной доктрины мало общего с призывом апостола Павла.
Такова история первого заблуждения. Но есть и второе.
В наши дни очень часто можно услышать о людях, которые бросают свои семьи, работу и уходят в какую-нибудь псевдохристианскую секту, «предрекающую», что Второе пришествие будет, например, «во вторник, пятого декабря». В эту же секту отправляется имущество граждан. В итоге человек остается без всего, Спаситель не приходит, а «братья» под разными предлогами назначают очередную дату Пришествия. И новые сотни адептов распродают все нажитое, расстаются с близкими, прекращают трудиться, вроде бы под благовидным предлогом.
Апостол Павел отбирает у них этот предлог, заявляя, что нет оправдания для безделья, оправдания, пусть даже и с самыми благочестивыми мотивами. Он ясно говорит, что апокалиптическая истерия, наподобие той, которая две тысячи лет назад охватила Фессалоники — это не духовный порыв, не смирение перед Богом, а не что иное, как «суета» и «бесчинство».
* Всеобщее — означает то, что согласно христианскому учению после второго пришествия Иисуса Христа тела получат абсолютно все люди, начиная от Адама и заканчивая последним умершим на тот момент. Такая позиция объясняется тем, что Бог Библии изначально сотворил человека двуединым. То есть человеком может называться только существо, состоящее из души и тела. Следовательно, физическая смерть — разлучение души и тела — это противоестественное состояние человека, результат грехопадения людей, которое, в конце концов, окончится вместе со вторым пришествием Христа.
** Многие историки (не только христианские) отмечают, что ко времени Рождества Христова вера в загробное существование души угасала в греко-римском мире в геометрической прогрессии. В любое время, на любом континенте простые люди обычно инертны и дольше сохраняют свои религиозные традиции, чем интеллигенция. Зато по настроениям последней почти всегда можно безошибочно сказать, в каком состоянии находятся сердца простых людей, во что они действительно верят или не верят. Поэтому вряд ли ошибусь, назвав квинтэссенцией религиозного настроения греко-римского мира такие слова известного римского поэта I столетия до Р.Х. Гая Валерия Катулла: «Солнце заходит и восходит, нам же, коль скоро однажды померкнет луч жизни, предлежит непробудно спать вечную ночь».
*** Если и сейчас, когда богословскую литературу можно найти едва ли не в каждом книжном магазине, верующие не застрахованы от ошибок — что же говорить о середине I столетия, когда никаких христианских книг не было. Первое Евангелие — от Матфея — появилось только в 60-х годах I века. К тому же грамотных людей было тогда крайне мало, а книги стоили чрезвычайно дорого и существовали в единичных рукописных экземплярах.
На заставке фрагмент фото CIFOR
Кто не работает, тот не ест?
Знаменитая фраза «кто не работает, то не ест», широко употреблялась в советское время, как в официальной литературе и политике, так и в народе. Ничего странного в этом нет: ведь она сама по себе обладала убедительностью и некоей моральной очевидностью. Это был один из нравственных ресурсов, которые использовал коммунистический строй и коммунистическая идеология. Например, так звучал второй принцип из тоже знаменитого Морального кодекса строителя коммунизма, включенного в Третью Программу КПСС (1961): «Добросовестный труд на благо общества: кто не работает, тот не ест».
А еще раньше этот афоризм даже вошел в текст первой советской (сталинской) конституции 1936 года. Вот какой была ее 12-я статья:
«Труд в СССР является обязанностью и делом чести каждого способного к труду гражданина по принципу: «кто не работает, тот не ест». В СССР осуществляется принцип социализма: «от каждого по его способности, каждому – по его труду».
Однако тут нужно сделать важное пояснение: этот принцип был позаимствован коммунистами и социалистами из Нового завета, из слов апостола Павла: «Если кто не хочет работать, тот пусть и не ест» (2 Фес 3:10). Или, в подлиннике: Εἴ τις οὐ θέλει ἐργάζεσθαι, μηδὲ ἐσθιέτω.
Во втором послании к христианской общине Фессалоник (сейчас это греческий город Салоники) апостол, в частности, увещевает христиан держаться в стороне от тех, кто поступает «бесчинно и не по преданию, которое вы приняли от нас» (Фес 3:6). И он приводит в пример себя, что даже он, избранный Богом апостол, кормится трудом своих рук:
«Ибо мы не бесчинствовали у вас, ни у кого не ели хлеба даром, но занимались трудом и работою ночь и день, чтобы не обременить кого из вас, – не потому, чтобы мы не имели власти, но чтобы себя самих дать вам в образец для подражания нам. Ибо когда мы были у вас, то предписывали вам: если кто не хочет работать, тот пусть и не ест» (2 Фес 7:10).
Видимо, в фессалоникийской общине много было тех, кто, по словам апостола, не делал никакой работы, но много суетился. Их он и увещевает, чтобы они, «работая в тишине, ели хлеб свой» (2 Фес 3:12).
Казалось бы, сама по себе разница в смысле между фразой «если кто не хочет работать, тот пусть и не ест», и фразой «кто не работает, тот не ест» очень незначительна, что в принципе они имеют в виду одно и то же. Однако это не так. Неслучайно из коммунистического афоризма выпало слово «не хочет». И то, что подразумевается апостолом Павлом, все же сильно отличается от того, что хотел сказать в своей статье «О голоде» (1918) В. И. Ленин, где эта фраза и была в Советской России употреблена впервые, и оттуда введена в широкий оборот в советское время.
Это был май 1918 года, шла гражданская война. В Питере, Москве и неземледельческих губерниях свирепствовал голод. Особенно от него страдали городские жители. И Ленин, разбирая главный вопрос – вопрос о хлебе, говорит, что в то время как голодают рабочие, рядом мы видим разгул спекуляции хлебом, который устроили буржуазия и «нетрудовое крестьянство», кулаки. Он, по сути, задает в статье некую рамку координат, как коммунисты должны относиться к этой проблеме, что и в каких терминах по этому поводу думать и делать. Он утверждает, что происходит разрушение государственной монополии на торговлю хлебом «взяткой, подкупом, злостной поддержкой всего, что губит власть рабочих, добивающуюся осуществить первое, основное, коренное начало социализма: “кто не работает, тот да не ест”. “Кто не работает, тот да не ест” – это понятно всякому трудящемуся. С этим согласны все рабочие, все беднейшие и даже средние крестьяне, все, кто видал в жизни нужду, все, кто жил когда-либо своим заработком… В этой простой, простейшей и очевиднейшей истине — основа социализма, неискоренимый источник его силы, неистребимый залог его окончательной победы».
Поэтому Ленин требует безусловной хлебной государственной монополии, полного запрета на торговлю хлебом частными лицами, а также самого строгого государственного учета и контроля в деле изъятия «излишков хлеба» у крестьян и его последующего распределения. Эту задачу он называет уже даже не революционной, а подлинно коммунистической, а ее решение – главным преддверием социализма.
И тут можно увидеть огромную разницу в евангельском подходе и ленинском. У коммунистов фраза апостола Павла стала обезличенным, категоричным требованием, которое не берет во внимание внутреннее расположение человека, хочет он работать или нет, и даже, парадоксальным образом, работает он или нет. Это за меня будет решать другой – государственный чиновник и государственное законодательство. Дело в том, что теперь само государство, превратившееся в единственного работодателя, определяет, кого можно считать работающим человеком, а кого — нет, что является общественно полезным, а что таковым не является. То есть, лишь тот, кого государство утвердит в качестве трудовой единицы в своих штатах, тот и будет получать от него зарплату и, следовательно, есть.
У такого положения дел, кстати, есть и тот плюс, что человек гарантирован от безработицы: государство всегда готово предоставить ему работу, но – лишь согласно своему расписанию штатов и по своему усмотрению. И если ты не вписываешься в эти рамки, если ты слишком свободен, тогда тебя могут привлечь по статье за тунеядство.
Вспомните легендарную цитату из снятого в 1965 году фильма «Операция Ы и другие приключения Шурика»: «Ну, граждане алкоголики, хулиганы, тунеядцы! Кто хочет сегодня поработать?» Помимо ее искрометного юмора, она тогда была еще и общественно актуальна. Дело в том, что в 1961 году был принят указ «Об усилении борьбы с лицами, уклоняющимися от общественно-полезного труда и ведущими антиобщественный паразитический образ жизни». В УК РСФСР была введена 209-я статья за «тунеядство», и одной из ее первых жертв стал, например, поэт Иосиф Бродский, который не состоял в государственном Союзе писателей и, следовательно, не мог считаться поэтом. С 1961 года те, кто не работал в течение четырех месяцев в году, подлежали уголовной ответственности. Не работать разрешалось лишь домохозяйкам, имеющим детей. Эта статья просуществовала в СССР 30 лет вплоть до ее отмены в апреле 1991 года.
Возвращаясь к апостолу Павлу – его слова «кто не хочет работать, да не ест», апеллируют больше к внутреннему состоянию человека. Естественно, они и не отрицают частной собственности и частной инициативы. Их невозможно использовать в качестве дубины для расправы с теми, кто выходит за рамки, определенные всемогущей государственной властью. Они призывают человека, работая в тишине или со спокойствием, есть свой хлеб. Тут труд, дело рук твоих – средство поддержания своей жизни, когда ты не хочешь паразитировать на других и жить за их счет. Так что ленинское «кто не работает, тот не ест» является на деле еще одним примером извращенного восприятия евангельских ценностей, которое отчасти характерно для коммунизма и марксизма.
О фразе «Если кто не хочет трудиться, тот и не ешь» апостола Павла и его проповеди о Втором пришествии — в статье Романа Маханькова.
Все статьи рубрики «Толковый словарь» можно посмотреть здесь.
На заставке фрагмент фото maxmana
«Кто не работает, тот не ест»
Плакаты с грозным предупреждением: «Кто не работает, тот не ест» в первые годы советской власти висели едва ли не в каждом «красном уголке», и поэтому оно устойчиво ассоциируется с социалистической системой. Большинству наших сограждан, считающих автором этих строк Владимира Ильича Ленина, невдомек, что они позаимствованы из Библии. Их написал апостол Павел во 2 послании к Фессалоникийцам 3:10: «Ибо, когда мы были у вас, то завещали вам сие: если кто не хочет трудиться, тот и не ешь».
При каких обстоятельствах были произнесены эти слова? В начале 50-х годов I столетия по Р. Х. в македонский город Фессалоники (нынешние греческие Салоники) приходит апостол Павел с проповедью христианства. От него фессалоникийцы впервые слышат о Христе: о Его Воскресении и Втором пришествии. Проповедь апостола Павла о Втором пришествии Христа произвела настолько сильное впечатление на верующих, что многие стали ждать Спасителя буквально со дня на день. Они бросили работу и самые необходимые для человека заботы, считая бессмысленными повседневные дела. Апостол кратко противопоставляет рассуждению фанатиков идею о том, что труд является благословением, а праздность – проклятием. Бог снабжает пищей животных, но они ищут ее для себя. Адаму было сказано: «В поте лица твоего будешь есть хлеб» (Бытие 3:19). Сам Спаситель трудился в плотницкой мастерской и представил нам достойный пример. Христианин должен сделать все, что в его силах, чтобы содержать себя и не быть бременем для других. Он должен трудиться так, чтобы в дополнение к поддержанию самого себя, он был в состоянии помочь нуждающимся: «Кто крал, впредь не кради, а лучше трудись, делая своими руками полезное, чтобы было из чего уделять нуждающемуся» (Ефесянам 4:28).
Подготовила Юлия Коровина
Газета «Сокрытое Сокровище» № 7 (159) июль 2010 г.
«Кто не работает, тот не ест»: советская поговорка из Библии
Многие ли из вас знают, что известная поговорка «Кто не работает, тот не ест» взята из Второго послания Фессалоникийцам? Дословно: «если кто не хочет трудиться, тот и не ешь» (2 Фес 3:10), — эти слова давно уже обросли всевозможными народными толкованиями. Мы хотим познакомить вас с онлайн-подкастами американского православного священника Стивена Янга, в которых он комментирует трудные отрывки из Писания.
Ведет передачу журналист Тим Венгер:
Обычно слова «если кто не хочет трудиться, тот и не ешь» приводят как библейское обоснование того, почему не стоит давать милостыню малоимущим и поощрять «безработных лентяев». Все мы много раз это слышали. Но были ли действительно эти слова адресованы бедным?
Отец Стивен Янг:
Действительно, ведь даже святой Иоанн Златоуст с большим подозрением относился к состоятельным людям, которые разбогатели, не работая своими руками. К спекулянтам, не побоюсь этого слова. Может быть, это покажется вам неубедительным, но Иоанн Златоуст опирается на слова апостола Павла, который акцентирует, что обеспечивать себя нужно именно честным трудом.
«После сего Павел, оставив Афины, пришел в Коринф; и, найдя некоторого Иудея, именем Акилу, родом Понтянина, недавно пришедшего из Италии, и Прискиллу, жену его, потому что Клавдий повелел всем Иудеям удалиться из Рима, пришел к ним; и, по одинаковости ремесла, остался у них и работал; ибо ремеслом их было делание палаток. Во всякую же субботу он говорил в синагоге и убеждал Иудеев и Еллинов» (Деян 18:1–4).
Апостол Павел встречает Прискиллу и Акилу, и они, чтобы обеспечить себя и свою миссию, продолжают шить палатки, как они и делали это в Коринфе. Павел будет подчеркивать это в своих посланиях: он никогда не брал денег взамен на проповедь Евангелия. Он никогда не появлялся в городе и не заявлял: «Теперь, когда я донес вам Благую Весть, кто хочет дать мне денег на мои нужды?». Павел боялся дать даже малейший повод думать, что он проповедует ради заработка. Он хотел, чтобы на это не было никакого намека — и он этого добился.
Апостол Павел собирал пожертвования, но собирал их строго для Церкви в Иерусалиме, которую составляли в большинстве своем иудейские бедняки, крестьяне. Крупные суммы апостол собирал в новообразованных общинах бывших язычников, среди которых было очень много обеспеченных людей, и эти деньги возвращались к беднякам. Павел не покупал себе личных самолетов или что-нибудь еще, как делают некоторые современные «евангелисты».
«Во всякую же субботу он говорил в синагоге и убеждал Иудеев и Еллинов». Всю неделю, как только приезжал в Коринф, Павел занимался трудом, чтобы иметь средства на обеспечение себя и миссии — а проповедническая деятельность оставалась лишь на субботу. И только в воскресенье Павел встречается с христианами, чтобы принять причастие.
Здесь хочу отметить один момент: «тот, кто не работает, тот да не ест» можно понять только лишь в контексте честного труда Павла. Но есть еще один контекст — причастие.
Апостол Павел упоминает, что в субботу люди приходили в синагогу и слушали Писания — и это была первая часть литургии. Второй же частью литургии было причастие в воскресенье, которое сопровождалось совместной трапезой общины. Трапеза эта называлась «трапезой любви», и это был полноценный обед, подобный обедам, которые Христос устраивал для Своих учеников. В конце такой трапезы обычно и следовало причастие. Некоторые люди, однако, имели обыкновение приходить пораньше на эту трапезу и съедать всю еду, так, что другим не оставалось. Павел же обращал особое внимание на то, что эти люди приходили раньше, потому что не работали. И уж конечно, не потому, что «были ленивыми и поэтому безработными». Они были просто-напросто достаточно обеспеченными, чтобы не трудиться по воскресеньям. Вот так и получалось, что те, кто имел достаточно времени, чтобы проснуться, отправиться в церковь и поесть, — участвовали в трапезе, а те, кому нужно было заниматься ежедневным трудом, — просто не успевали.
Так что интерпретировать этот стих как «бедные — просто лентяи, и помогать им не стоит» — явно неправильно. Апостол Павел повторяет, что в Римской империи были люди, которые, подобно Прискилле и Акиле, зарабатывали себе на хлеб ежедневным трудом, а были те, кто унаследовал имения от отцов и не работал. Павел предписывал таким людям раздать свои имения и жить от труда рук своих. Это и есть корни монашества — пример тому святой Антоний Великий, который раздал доставшееся ему наследство и стал жить скромной жизнью. Идея обета бедности, монашеской бедности, произошла из противопоставления праздной жизни богатых.
В современной культуре есть такая идея: поработаю несколько лет, накоплю денег, а потом буду жить у моря и ничего не делать. Это как раз то, как христианство не работает.
Для христианина не полезны праздность и достаток. Нам нужно практиковать постоянный труд и аскетизм.
Тим Венгер:
Удивительно: апостол Павел писал эти слова богатым и жадным христианам, которые могли питаться дома, а питались за счет общины, вместо того чтобы делиться с ней. Иоанн Златоуст говорит в своем Пасхальном Слове:
«Итак, все — все войдите в радость Господа своего! И первые, и последние, примите награду; богатые и бедные, друг с другом ликуйте; воздержные и беспечные, равно почтите этот день; постившиеся и непостившиеся, возвеселитесь ныне! Трапеза обильна, насладитесь все! Телец упитанный, никто не уходи голодным! Все насладитесь пиром веры, все воспримите богатство благости!»
Этот отрывок и о пасхальной радости, и о том, что никто не должен уйти голодным в пасхальный день. Он о второй литургии, где в равенстве все могут стать сытыми — и духовно, и физически.
Источник
Подписывайтесь на канал Предание.ру в Telegram, чтобы не пропускать интересные новости и статьи!
Присоединяйтесь к нам на канале Яндекс.Дзен!
Автор статьи: Дина КоролёкЛингвист, администратор сообществ «Протестантская дочка», «Мы девы разгневанные».
Смысл выражения «кто не работает, тот не ест»
Очередной ролик из цикла «Крылатые выражения из Библии», смотрите или читайте:
Многие наверное думают, что выражение «кто не работает, тот не ест» принадлежит перу В. И. Ленина, поскольку оно встречается в его произведениях. Оно буквально употреблено в советской конституции, без упоминания апостола Павла. Оно стало главным принципом социализма: «от каждого по способности, каждому по труду».
Это выражение имеет длинную, двухтысячелетнюю историю. На протяжении этой истории оно приобретало множество оттенков и толкований, в частности то, к которому мы более всего привыкли. Но до этого оно, например, встречается в воззваниях Джона Смита, и вообще всякий раз, когда возникают люди, которые строят какие-то утопии, потому что коммунизм – это тоже утопия.
Один из самых ярких примеров — мюнстерская анабаптистская коммуна 1535 г. Анабаптисты попытались построить теократическое царство, утопический социализм или мессианский коммунизм. Один из предводителей этого движения, Иоанн Лейденский, себя называл «Божией милостью царь Нового Израиля».
Очень часто это приводит, как и с коммунистами, к каким-то искажениям. Например, Иоанн ввел многоженство, сам жил роскошно. Город под его правлением превратился в арену бесчисленных религиозно-фанатических выходок. Это было абсолютное безумие. Нравы были настолько разнузданными, что католическому архиепископу пришлось нанять армию, чтобы уничтожить практически всех жителей этого города, чтобы пресечь эту вакханалию. Это пример того, что за словами «кто не работает, тот не ест» иногда стоят совершенно радикальные, утопические, невероятные проекты.
Но вернемся к апостолу Павлу. В контексте Второго послания к Фессалоникийцам мы видим в разбираемом выражении реакцию на тех, кто злоупотребляет помощью других людей. Мы знаем, что сам апостол Павел зарабатывал себе на жизнь трудом своих рук, и при этом помогал нуждающимся, людям более слабым.
Разумеется, этот запрет не распространяется на тех, кто не может найти работу, или просто находится в затруднительном положении.
Относятся ли эти слова к людям ленивым, как говорили в Советском Союзе, к тунеядцам? Это остается вопросом. Но в Фессалоникийской общине, которая была основана в 50-х годах апостолом Павлом, вероятно, была эта проблема. Он не раз увещевает фессалоникийцев трудиться. Например в Первом послании он говорит: «братья, мы просим вас: бездельников наставляйте на ум». Что же там могло произойти?
Иногда и в наше время встречаются такие люди: под предлогом эсхатологических предчувствий о том, что наступают последние времена, люди перестают работать, потому что зачем трудиться, зарабатывать себе на жизнь, если Христос уже на пороге, если Царство Божие будет завтра?
Фессалоникийцы при этом пользовались различными слухами, кто-то видел откровение и передавал своим собратьям, кто-то передавал ложные послания апостола Павла, что «день Господень уже наступил», и поэтому, мол, зачем работать. Одни не хотят трудиться, другие хотят при этом предаваться всяким страстям, потому что завтрашнего дня все равно не будет. Именно поэтому апостол Павел их увещевает вернуться к нормальной жизни: христианин не от мира сего, но он должен жить в мире, в частности он должен трудиться.
Еще одна любопытная деталь. Христиан в те времена называли назореями. Они жили в общинах, у них было все общее. Отклики этого мы находим в описании жизни иерусалимской общины в книге Деяний. Точно также жили кумранские ессеи, также жили ученики Иоанна Крестителя, сами апостолы.
Члены общины трудились на земле или зарабатывали своим ремеслом, но все было общим. Никто не должен был эксплуатировать труд своего собрата. Не было ни господ, ни рабов.
И это был не просто какой-то социальный проект как коммунизм. Это был знак Царства, потому что там где царствует Бог, там люди живут единой жизнью как семья. Все хотят служить истине Бога, именно это становится основанием их совместного труда.
На Востоке всегда присутствие нищих и обездоленных людей служит неким упреком к богатым и имеющим, потому что всегда это знак какой-то несправедливости. Задумывались ли вы когда-то о притче о Лазаре? Почему один умирает в нищете, а другой безумствует в своем богатстве? Поэтому нищим нужно помогать, а также тем, кто не находит себе работы, но при этом реальность такова, что все должны участвовать в общем благе и жить единой жизнью. В Библии помогать бездельнику, тунеядцу или пропойце очень часто квалифицируется как расточительство. Помощь состоит в том, чтобы человек, получивший твою помощь, смог бы помогать другим. В этом смысл библейского милосердия, благотворительности, социальной справедливости.
Подписывайтесь на канал Предание.ру в Telegram, чтобы не пропускать интересные новости и статьи!
Присоединяйтесь к нам на канале Яндекс.Дзен!
Автор статьи: Протоиерей Димитрий СизоненкоКлирик собора Феодоровской иконы Божией Матери в г. Санкт-Петербурге
Толкования Священного Писания. Толкования на 2 Сол. 3:10
Апостольские постановления
ибо когда мы были у вас, то завещевали вам сие: если кто не хочет трудиться, тот и не ешь
А вы, юноши Церкви, старайтесь служить во всех нуждах не лениво, занимайтесь делами своими со всей честностью, чтобы во всю жизнь свою довольствовать и самих себя, и бедствующих, чтобы не обременять собою Церкви Божией. Так и мы, хотя занимаемся словом благовествования, однако не нерадивы и о занятиях; ибо одни из нас рыбаки, другие шьют палатки, иные земледельцы, чтобы никогда не быть нам праздными. Соломон говорит в одном месте: Пойди к муравью, ленивец, посмотри на действие его и будь мудрым. Нет у него ни начальника, ни приставника, ни повелителя; но заготовляет летом хлеб свой, собирает, собирает во время жатвы пищу свою. Или пойди к пчеле и познай, как она трудолюбива, какую почтенную работу она производит; ее труды употребляют во здравие и цари, и простолюдины; любима же она всеми и славна; хотя силою она слаба, но мудростью почтенна (Притч. 6:6-8)… Итак, трудитесь непрестанно, ибо порок праздного неизлечим. Если же кто не трудится, тот у вас да не ест, ибо праздных ненавидит и Господь Бог наш; а из почитающих Бога никто не должен быть праздным.
Апостольские постановления.
Дидахе
ибо когда мы были у вас, то завещевали вам сие: если кто не хочет трудиться, тот и не ешь
Всякий, приходящий к вам во имя Господне, да будет принят; а потом, испытавши, вы узнаете его; ибо вы должны иметь рассудок и отличать правое от левого. Если пришедший — странник, помогите ему, насколько можете, но он не должен оставаться у вас долее двух или, в случае нужды, трех дней. Если же он, будучи ремесленником, захочет поселиться у вас, то пусть работает и ест. А если он не знает ремесла, то поразмыслите и позаботьтесь устроить его так, чтоб христианин не жил у вас без дела. Если же он не захочет с этим сообразоваться, то он — христопродавец, держитесь подальше от таковых!
Дидахе.
Свт. Иоанн Златоуст
ибо когда мы были у вас, то завещевали вам сие: если кто не хочет трудиться, тот и не ешь
Писание к нему [муравью] отсылает ленивца, говоря: Пойди к муравью, ленивец, посмотри на действия его и будь мудрым (Притч. 6:6). Не хочешь, говорит, понять из Писания, что трудиться — доброе дело и что не трудящийся не должен и есть; не хочешь выслушать этого от учителей, научись же от бессловесных. Так поступаем мы и у себя дома: когда старшие и считающиеся лучшими сделают какой-либо проступок, мы часто велим им смотреть на рачительных детей и говорим: посмотри, он меньше тебя, а как прилежен и заботлив! Так и ты прими от муравья величайший урок трудолюбия и подивись твоему Господу, не в том только, что Он создал солнце и небо, но и в том, что создал и муравья; это животное хоть и малое, но представляет собою великое доказательство премудрости Божией. Поразмысли же, как оно умно, и подивись, как Бог в таком малом теле мог поместить такую неутомимую охоту к трудолюбию. Итак, у муравья учись трудолюбию, а у пчелы любви и к чистоте, и к труду, и к ближним. Она каждодневно трудится, и работает не столько для себя, столько для нас; и христианину более всего свойственно искать пользы не себе, но другим. Как пчела облетает все луга, чтобы приготовить трапезу другому, так делай и ты, человек: если накопил ты деньги, употреби их на других; если у тебя есть слова назидания, не закопай их, но предложи нуждающимся; если — другой какой избыток, будь полезен имеющему нужду в плодах трудов твоих.
К народу антиохийскому.
Многие часто входят в строгие исследования о нуждающихся, расспрашивают их об отечестве, образе жизни, нравах, занятиях и здоровье телесном, делают им упреки и требуют от них множества объяснений касательно их здоровья. Оттого-то многие из бедных представляются изувеченными по телу, чтобы видом этого несчастья преклонить нашу жестокость и бесчеловечье. Летом попрекать их за это хоть и жестоко, но не так еще, но зимой во время стужи быть столь безжалостным и бесчеловечным судьею и не оказывать им никакого снисхождения за то, что ничего не делают, не есть ли верх жестокости? Для чего же, скажешь, Павел давал фессалоникийцам такой закон: Кто не хочет трудиться, тот и не ешь (2 Сол. 3:10)? Для того, чтобы и ты, услышав это, обращал слова Павла не к бедному только, но и к себе самому, потому что заповеди Павла относятся не к бедным только, но и к нам. Скажу и нечто тяжелое и неприятное; знаю, что рассердитесь, но, несмотря на это, скажу, потому что и говорю не для того, чтобы оскорбить вас, но чтобы исправить. Мы попрекаем бедных праздностью, которая часто заслуживает и извинения, а сами часто делаем такие дела, которые хуже всякой праздности… Итак, когда будешь говорить: что же скажем Павлу? — говори так не бедным только, но и себе самому. А с другой стороны, читай не только его угрозу, но и снисхождение, потому что апостол, сказав: Кто не хочет трудиться, тот и не ешь, присовокупил: Вы же, братья, не унывайте, делая добро (2 Сол. 3:13).
О милостыне.
Свт. Кесарий Арелатский
ибо когда мы были у вас, то завещевали вам сие: если кто не хочет трудиться, тот и не ешь
Кто-то, может быть, скажет: кто же в состоянии все время мыслить о Боге и вечном блаженстве, когда всем людям приходится заботиться и о пропитании, и об одежде, и о домашнем устроении? Но Бог и не повелевает отринуть попечение о нынешней жизни, заповедав через апостола: кто не хочет трудиться, тот и не ешь (2 Сол. 3:10); да и тот же апостол говорит о самом себе: занимались трудом и работою ночь и день, чтобы не обременить кого из вас (2 Сол. 3:8). И вот если к этому попечению, которое особо заповедал Господь, не присоединится ни скупость, ни жадность (обычные прислужницы сластолюбия), то любые труды, любые заботы должны поистине считаться праведными. Лишь бы только эти занятия не вырастали до того, что у нас не останется времени для благочестия, — написано ведь: «Мирские тяготы сделали их несчастными».
Проповеди.
Свт. Феофан Затворник
ибо егда бехом у вас, сие завещавахом вам, яко аще кто не хощет делати, ниже да яст
Второе побуждение к тому, чтобы жить чинно, бесчинные братия имели в точной заповеди, лично самим Апостолом данной. Пример можно было еще перетолковывать, но прямая заповедь обязывала, отстраняя всякую возможность уклонения. Заповедь налагала долг, пример располагал к исполнению его, указывая способ, или ведя к тому, как бы по проложенной дороге. Оба вместе должны бы победоносно воздействовать на исправление нрава, прежде криво направленного. Оба и употреблены Апостолом. И пример дан сильный, и заповедь предложена в очень строгом тоне: кто не хощет делати, ниже да яст. Он хочет сказать: того не за что и хлебом кормить, тот теряет как бы право на вкушение пищи, и если вкушает, то без всякого права, а или по своему нахальству, или по милости других. Вот в какой степени обязателен труд! Человек рождается на труд, как и птица на летание (Иов. 5:7). Так присуждено тотчас по падении. Труд — общая всем епитимия, в Адаме на всех наложенная: в поте лица твоего снеси хлеб твой (Быт. 3:19). Под условием пота и хлеб дается ему вкушать. Итак, труд, телесный ли то или духовный, неизбежно обязателен для всякого. Никого и не увольняет от него Апостол. Кто не хочет трудиться, кто бы он ни был, — богатый ли или бедный, ниже да яст, тот если и ест, ест с насилием совести, с грехом. Между тем, однако ж, не надобно выпускать из внимания, что слово Апостола обращено здесь к праздным ленивцам, чтоб совесть их растревожить, а не к другим, чтоб пресечь их благотворительность. Не та у него мысль: и не давайте ему есть. Этого суда и расправы никому он не дает. Напротив, прямо против этого говорит ниже, чтоб, делая добро, не стужали, что дают тунеядцам (стих 13). Феодорит пишет: «А сие: ниже да яст, Апостол сказал не подающим, но живущим в праздности. Подающим же чрез несколько слов дает совет не смотреть на худое поведение, но без сомнения оказывать свойственную им щедрость».
Послание святого Апостола Павла к солунянам второе, истолкованное святителем Феофаном.
Свт. Иннокентий (Борисов)
ибо когда мы были у вас, то завещевали вам сие: если кто не хочет трудиться, тот и не ешь
Так говорит государственное хозяйство; так учит и слово Божие. Если набожность служила иногда покровом для тунеядства, то эта набожность ложная, отвергаемая верою христианскою. Истинно набожный трудолюбив. Он почитает за грех жить трудом другого, когда может сам снискивать себе пропитание. Пример — все самые великие подвижники, даже те, кои, быв призваны к совершению великих дел или преданы жизни созерцательной, не имеют, по-видимому, времени трудиться трудом телесным. На ком лежало более подвигов, как на апостоле Павле? «Попечение, — говорит он, — о всех Церквах». Но посмотрите, откуда он берет себе пропитание. Ему ли, апостолу языков, всей вселенной, не могла доставить вселенная насущного хлеба? Но он не ест чужого хлеба: ниже туне хлеб ядохом… но в труде и подвизе нощь и день дела-юще, да не отягчим ни когоже от вас (2 Фес. 3; 8). И, что особенно надобно приметить, забота о собственном пропитании не мешает у него нисколько его главному делу, проповеди вселенной, апостольству; напротив, обращается в содействие тому. Ибо он употребляет для сего ночи, то есть то время, когда свободен от дел апостольства. А во-вторых, независимость экономическая делает его гораздо свободнее в действовании апостольском: он никому ничем не должен; посему действует с равною властью на всех. Его безкорыстие отворяет ему двери везде, и слово Божие, сеемое руками чистыми, растет и славится (Мк.4;27. 1Кор.12;26).
Заметки.
Прп. Ефрем Сирин
ибо когда мы были у вас, то завещевали вам сие: если кто не хочет трудиться, тот и не ешь
Итак, если вы имели нужду в образце для подражания, то таковым были мы, — если вам нужно было слово, мы говорили, — если понадобилось послание, мы написали, что кто не хочет работать, пусть не ест.
Толкование на 2-е послание к Фессалоникийцам.
Сщмч. Онуфрий (Гагалюк)
если кто не хочет трудиться, тот и не ешь
Эти слова святого апостола люди неверующие злобно направляют против служителей Христовой Церкви, говоря им: вы дармоеды, вы не занимаетесь физическим трудом… Здесь одна лишь злоба, а правды нет. Прежде всего всякий священник физически много работает, с утра до ночи, да и ночью не имеет покоя. Ведь он совершает службы Божии с утра – утреню, потом обедню, вечером – вечерню, не менее шести часов в день; потом многочисленные требы, из которых погребение очень трудное: в снег, грязь, дождь он идет на кладбище не менее версты, а в других местах и несколько верст. Ночью его могут потребовать к больному, и он не может отказаться. Служение священника не менее тяжкое физически, чем служение врача. Почему же никто не бросает врачам такого тяжкого обвинения, как тунеядство? Потому что всякий врач – труженик, и такой же труженик, как и священник… Но служение священника гораздо тяжелее, чем врача и всякого другого общественного работника. Православный пастырь вмещает в своей душе жизнь своей паствы: болеет их нуждами, страданиями, муками веры, нравственной жизни… В заботах о душевном спасении своих пасомых он не спит ночей и часто плачет, раньше времени старится, часто умирает от заражения при напутствованиях… Добрый пастырь душу свою полагает за овец своих! Вы скажете – таких немного. Ответим: но они есть. Правда, не все такие, но и не все врачи, не все другие работники на высоте своего положения.
В защиту христианской веры. Размышления на избранные места Священного Писания.
Блаж. Августин
ибо когда мы были у вас, то завещевали вам сие: если кто не хочет трудиться, тот и не ешь
Итак, прежде всего мы должны показать, что блаженный апостол Павел хотел, чтобы рабы Божии выполняли физическую работу, которая имела бы своей целью великую духовную награду, так чтобы и само пропитание, и одежду они ни от кого не получали, а добывали собственными руками. Затем мы должны показать, что те евангельские заповеди, исходя из которых некоторые лелеют не только свою лень, но и свою гордыню, не противоречат апостольскому завету и апостольскому примеру. А посему давайте посмотрим, от каких слов апостол переходит к словам: если кто не хочет трудиться, тот и не ешь (2 Сол. 3:10), и что добавляет потом, чтобы из самого контекста высказывания стало ясно данное изречение… Что можно сказать по этому поводу, если он своим собственным примером учил тому, что заповедовал, чтобы потом никому не повадно было это истолковывать как проявление воли, а не как проявление любви? Ведь ему, как апостолу, проповеднику Евангелия 1), воину Христову 2), насадителю винограда 3), пастырю стада 4), Господь определил жить от благовествования 5), и, тем не менее, он сам не взыскивал положенное ему содержание, чтобы подавать пример тем, кто стремился требовать себе неположенное.
О труде монахов.
Блаж. Феофилакт Болгарский
ибо когда мы были у вас, то завещевали вам сие: если кто не хочет трудиться, тот и не ешь
У вас (προς υμάς) вместо: с вами (μετ« υμών). В первом послании апостол рассуждает об этом снисходительно, здесь же строже. Ибо если он сам трудился днем и ночью, хотя и не имел никакой нужды, то тем более другие должны были так поступать.
Толкование на Второе послание к Фессалоникийцам святого апостола Павла.
Прп. Макарий Великий
ибо когда мы были у вас, то завещевали вам сие: если кто не хочет трудиться, тот и не ешь
А если кто-нибудь и в молитве вял, и в служении или каком-либо другом деле, осуществляемом ради покоя братий, проявляет изнеженность, нерадивость и небрежность, не стараясь, как то подобает истинному мужу, усердно исполнять порученное ему дело, то (пусть он услышит) Апостола, называющего такого человека «праздным». (Указывая на то, что подобный лентяй) не работает, а лишь попусту тратит время, (Апостол) не признает его достойным и хлеба, говоря: «Кто празден, тот не ешь» В другом месте говорится: «Праздных и Бог ненавидит; праздный не может быть верным». И в Книге Премудрости сказано: «Мнозей бо злобе научила праздность» (Сир. 33:28). Каждый обязан в любом деле, совершаемом ради Господа, плодоносить и быть усердным хотя бы даже в одном (служении), чтобы не лишиться вечной жизни, оказавшись бесплодным.
Великое послание.
Лопухин А.П.
ибо когда мы были у вас, то завещевали вам сие: если кто не хочет трудиться, тот и не ешь
Здесь Ап., видимо, цитирует еврейскую поговорку, основанную на словах В. З. из кн. Бытия 3:19. Сравни «Учение 12 Апостолов», XII, 3.
Толковая Библия. Толкование на Второе послание Святого Апостола Павла к Фессалоникийцам.
См. также Толкование на 2 Сол. 3:6
Придирчивый малыш не ест? Вот что нормально, а что нет
Поделитесь этим или сохраните на потом
Ваш придирчивый малыш не ест? Это случается со всеми нами в то или иное время. Вот почему это может происходить… и что вы можете сделать, чтобы это стало лучше. (Или, по крайней мере, узнать, что нормально, чтобы расслабиться.)
Придирчивое питание у малышей
Вы подводите всех к столу и выносите еду. Ваш малыш не ест, не злится и не суетится.Как бы вы ни старались, это часто бывает с кормлением малышей. Хорошая новость в том, что ребенок не ест — это нормально. Плохие новости? Трудно точно узнать , почему ваш малыш не ест, и что именно вы должны с этим делать. Но есть простые шаги, которые вы можете предпринять, чтобы исправить ситуацию.
Малыш не ест? Вот что делать,
Семейные обеды — это возможность провести вместе в конце долгого дня, насладиться едой и создать ежедневные ритуалы и распорядок дня.Но когда ребенок не ест, это может отбросить даже самые лучшие намерения и может превратить обед (или любой другой прием пищи, когда это происходит) в огромный источник стресса. Поскольку я знаю, что причины, по которым ребенок не ест, индивидуальны для каждого ребенка и конкретной ситуации, я постараюсь дать здесь как можно более полную информацию.
Ежедневное питание для малышей
Чтобы получить быстрый справочник, вы можете загрузить мое распечатанное руководство по питанию для малышей, чтобы вы могли обратиться к нему за уверенностью и информацией.Используйте его как руководство, а не как жесткое правило, поскольку дети не роботы и не будут есть как таблицу. Старайтесь добавлять полезные жиры к большинству блюд или закусок, поскольку они нужны маленьким детям для правильного развития мозга.
Почему мой малыш отказывается есть?
Вполне возможно, что ваш малыш не ест, потому что он просто не так голоден, как в детстве. Малыши растут медленнее, чем младенцы, могут быть менее голодными и нуждаться в меньшем количестве пищи, чем вы ожидаете. Если вы дадите им порцию большего размера, чем им нужно, они могут съесть часть, а остальные оставить — и визуально может показаться, что они ничего не ели, хотя и ели.
А у малышей не всегда есть слова, чтобы эффективно сообщить, что они не голодны, поэтому они могут просто отказываться от еды. Это может выглядеть как игра с едой, бросание еды или категорический отказ от еды.
Обычная еда для малышей может состоять из двух укусов. Или это может быть целая тарелка. Нормальному малышу может что-то очень понравиться одну неделю, а на следующей — совсем не понравиться. Этого следовало ожидать, и это на 100% нормально.
Или вполне возможно, что если им в голове что-то не нужно, они не станут это есть.Иногда отказ от обеда связан с властью. Малыши находятся на той стадии развития, когда для них нормально проверять границы. Они узнают, что они могут и что не могут делать, и что их действия имеют последствия.
Поговорите с остальными членами вашей семьи о том, как создать некоторую структуру вокруг приема пищи — когда это происходит, где это происходит, кто где сидит, играет ли музыка, убирают ли телефоны — чтобы ваш ребенок знал, чего ожидать. Малыши любят рутину и внимание.
Попробуйте:
- Старайтесь не подавать между приемами пищи что-либо, кроме воды (во избежание наполнения живота молоком или соком).
- Подавайте очень маленькие порции, чтобы не тратить зря и не перегружать детей большими порциями.
- Создайте некоторую структуру приема пищи, чтобы за столом были определенные ожидания.
- Пусть будет нормально, если ребенок не так голоден, как вы ожидаете. Здесь может быть полезно разделение ответственности.
Как заставить моего придирчивого малыша поесть?
Если у вас есть привычка готовить в короткие сроки продукты, которые, как вы знаете, будет есть ваш малыш, возможно, вам стоит подумать о том, чтобы остановиться.Объясните своим детям, что сегодня у нас будет такое-то и такое-то, но скоро вы приготовите их любимую еду, которую они просили. Затем продолжайте, чтобы они знали, что могут вам доверять! Если любимая еда всегда доступна, ваш малыш всегда будет хотеть ее есть.
Убедитесь, что на столе есть 1-2 продукта, которые обычно нравятся ребенку, даже если это что-то простое, например фрукты или сыр. Окружите их той пищей, которую вы хотите, чтобы они съели, и позвольте им решать, что и в каком количестве есть.Использование подхода к еде с разделением ответственности при кормлении — это полная ИЗМЕНЕНИЕ ИГРЫ, поскольку он четко определяет, за что родители и ребенок несут ответственность за столом, уменьшая давление на всех. Это также дает им возможность оставаться на связи с их собственными сигналами голода, не подталкивая, не подталкивая и не уговаривая, что делает время приема пищи более приятным для вас.
Мы хотим, чтобы наши дети знали свои собственные сигналы голода и сытости, поэтому знали, чем себя накормить, когда они вырастают в подростковом возрасте, когда нас нет рядом.И их может быть трудно задействовать, если они постоянно подавляются внешними сигналами (например, если мы заставляем их съесть определенное количество, скажем), какими бы благими намерениями они ни были.
Вы также можете попытаться вовлечь их в какие-то действия, которые помогут им подготовиться к еде, чтобы отвлечь их от забот о том, что на ужин. Позвольте ему помочь накрыть стол, помочь с простой едой (например, мытье овощей) или вымыть руки. Мытье рук — отличный способ отвлечь малышей, когда они чем-то расстроены!
Если вы не против готовить детям отдельные блюда и не обязательно хотите, чтобы они ели широкий выбор продуктов, то непременно дайте ребенку то, что, как вы знаете, он будет есть.Если вы хотите, чтобы ваш ребенок ел семейные обеды и более широкий выбор продуктов, вам нужно предпринять некоторые шаги, чтобы изменить ситуацию. Чтобы изменить ситуацию, потребуется время, и это не мгновенное решение, но это вполне возможно.
СОВЕТ: Почти каждый малыш в какой-то момент так или иначе придирчив. Малыши необычные, это часть веселья! (И вызов, конечно.)
Почему мой малыш перестал есть?
Если ваш ребенок играет со своей едой, а не ест ее в начале еды, скорее всего, он недостаточно голоден, чтобы поесть.Сделайте перерыв и попробуйте снова через 30 минут, если возможно — или перед следующим перекусом или приемом пищи.
Если ваш ребенок просто не кажется голодным, подумайте, сколько времени прошло с момента его последнего приема пищи или перекуса, сколько молока (или сока) он выпивает в течение дня, сколько он ел во время последнего приема пищи или перекуса, независимо от того, у них прорезываются зубы, или они устали, или иначе.
Очень возможно, что малыш не будет есть, потому что он не голоден так часто, как вы ожидаете.
Если ваш малыш не ест еду, которая ему когда-то нравилась, попробуйте подавать ее по-новому, но также напомните себе, что для малышей нормально проходить фазы любви и нелюбви к еде.Они могут быть одержимы черникой одну неделю и никогда больше не захотят ее в течение двух месяцев. Возможно, им просто нужен перерыв в том, чтобы есть определенную пищу так же часто. Это нормально.
Попробуйте:
- Не подавайте одни и те же продукты два дня подряд, чтобы ваш малыш знал, что мы не едим одно и то же каждый день.
- Подавайте для начала очень маленькими порциями, чтобы контролировать свои собственные ожидания относительно того, сколько они должны есть.
- Разделяйте приемы пищи минимум на 3 часа, чтобы дать нарастить истинный голод.
- Помните, что бывают случаи, когда дети не голодны или не так голодны, как мы ожидаем. Это не признак придирчивости.
Что делать, если малыш не ест ничего, кроме закусок?
Часто, если малыш знает, что впереди его ждет закуска, включающая более традиционные «закуски», он не будет есть то, что вы подаете. Это может помочь подавать обычную пищу во время перекуса вместо крекеров и фруктовых закусок и подавать классические закуски во время еды.Это может снизить привлекательность всех возможностей приема пищи. Другими словами, воспринимайте закуски как мини-обеды и подавайте все блюда во время всех приемов пищи.
Дети часто расслабляются, когда у них есть доступ к своей любимой еде, поэтому нет ничего плохого в том, чтобы подать крекеры «Золотая рыбка» вместе с клубникой и яйцом вкрутую. Или батончик с шоколадной крошкой с бананом и морковными палочками. Все хорошо! Помните: ваша задача — дать вашему ребенку множество возможностей есть питательную пищу, поэтому сделайте ее регулярной частью всех приемов пищи и закусок, при этом предлагая детям продукты, которые, как вы знаете, обычно едят ваши дети.Все дело в балансе… для всех участников.
Попробуйте:
- Покупайте больше продуктов, которые вы хотите, чтобы ваши дети ели, но все же включайте те, которые им нравятся, чтобы они не чувствовали себя ограниченными.
- Подавайте небольшие обеды во время перекуса вместо традиционных закусок или включайте в блюда более традиционные «закуски» — например, крекеры вместе с супом.
- Придерживайтесь распорядка приема пищи и закусок, выбирая их в определенное время (примерно) и избегая выпаса в течение всего дня.
Почему мой малыш отказывается есть?
Бывают моменты, когда малышу просто не нравится еда, которую вы готовите. И будь то текстура, аромат, внешний вид или то, как дует ветер, мы никогда не узнаем, но это произойдет. Малыш иногда не ест, потому что либо не очень голоден, либо знает, что вы получите то, что он предпочитает. Ребенок всегда выбирает более привычную, веселую и безопасную еду, когда ему предоставляется возможность.Но если вы сочетаете безопасные продукты с другими, они могут мягко расширить свой диапазон приемлемых продуктов.
Мой метод — сделать
Тест 29. Начинающий
ГРАММАТИКА
1 Райт правильный
слово (а) в каждом предложении.
Пример: есть / есть
/ Do вы
Джон Джексон?
1
Где они находятся
они / они от?
2
Она американка?
Нет, она не / она
нет / не .
3
Как зовут ваших детей?
Их
/ Наши / Ваш фамилия
Марк и Дженни.
4
У меня есть сестра. Его
/ Ее
/ Она имя
это Харриет.
5
Где Джек / Валеты
/ Джека отец?
6
Они очень дорогие
/ расходы / дорого часы.
7
Это
красивая сумка / красивая сумка / красивая
сумка .
8
Он старик / старый
мужчина /
старик .
9
Делай / Есть / Делает она
как чай?
10
Марк и Джейн учат
/ учит / учит Немецкий
в школе.
11
Энн не
/ не / не делать есть
мясо.
12
Где они работают /
работают они / работают ли они ?
13
Он имеет / имеет / имеет паста
на обед.
14
Я никогда не пью вино
/ никогда не пью вина / не пью вино никогда .
15
Alex Studys / этюды
/ этюды итальянский
дома.
16
Вы можете / Вы можете / Вы можете завтра играть в футбол?
2
Заполните вопросы или ответы с
правильный вспомогательный глагол.
Пример: вы любите фрукты?
Да, я .
1 Где — это они?
Они на вечеринке.
2 Ли Кэрол пьет кофе?
Я не знаю.
3 Сколько времени сделать они встают?
В половину восьмого!
4 Можно здесь припарковаться?
Да, вы можете .
5 Is Питер из Австралии?
Да, он австралиец.
6 Что делать человек делают в
зима в твоей стране?
Часто катаются на лыжах.
7 Тебе холодно?
Да, я утра .
3
Завершите предложения одним словом.
Пример: Где ты живешь?
1 Петр — в отпуске.
2 Мы с Джейн приехали из Нью-Йорка. ср — американские.
3 Они живут в Италии?
Нет, не .
4 У меня две сестры. Их имя — Шейла
и Пенни.
5 Я живу в и старый дом.
6 Ваши родители на работе?
Нет, они не
СЛОВАРЬ
4 Завершите предложения
с правильным словом.
Привет встречайте оправдание
Пример: Nice to вы.
Испанский Мексиканец Бразилия
1 Ана из .
ребенок ребенок ребенок
2 Джо и Сьюзи имеют троих детей .
быстро, коротко, дешево
3 Противоположность медленному — .
семь-шестьдесят
шестьдесят семь шесть семьдесят
4 Моей бабушке год.
дочь
сестра жена
5 У миссис Джонс двое детей —
сын и .
есть
готовить напиток
6 Я всегда кофе утром.
Четверг
Понедельник Воскресенье
7 В выходные — суббота и — Я всегда встаю
поздно.
а
учитель администратор врач
8 Дженни — она работает в
офис.
часы
читать слушать
9 Утром я всегда магнитола.
раз
часовые часы
10 What это?
отелей
школы больницы
11 медсестры обычно работают в .
говорить
live make
12 Джерри не португальский.
в
в на
13 Я иду работа автобусом.
журналов
телевизор тренажерный зал
14 Вечером смотрю .
горячий
холодно устал
15 Зимой на севере это
часто очень .
холодный
легкий горячий
16 Я . Могу я открыть
окно?
5
Дополните описание правильным
глаголы.
В воскресенье утром я не , поэтому я 1 получаю поздно.
Я 2 иметь / брать душ.
У меня обычно 3 яиц и кофе
на завтрак, потом я 4 читай газета.
После обеда я 5 играю теннис или я 6 го в спортзал.
Затем я 7 до работа по дому. В
вечером я 8 часы TV или I 9 слушайте радио, а иногда
Я 10 идти в кинотеатр.
6
Завершите диалоги вопросительными словами
и предлоги из коробок.
.
Когда Что где кто как когда что когда |
на в в в в в из в |
Пример: ты обычно гуляешь?
В пятницу вечером.
1 Где ты живешь?
В Лондоне. Но я иду в родительский дом на выходные.
2 Что раз ты получишь
вверх?
при восемь часов.
3 Что ты делаешь?
Я полицейский. Работаю в утро.
4 Кто это что?
Это муж моей сестры.Он приходит из Англия.
5 Когда ты телевизор смотришь?
в вечер.
6 Когда вы едете в отпуск?
в лето.
ПРОИЗВОДСТВО
Сопоставьте слова с
те же звуки.
ф. o до d o или s o n w e’re h air comp u ter
y ou w ant watch e s wom a n
1 wh at хочу
2 h ухо мы
3 th ere волосы
4 t oo you
5 m u sic компьютер
6 отделка e s часы
7 м или нинг дверь
8 s u mmer son
9 h o me фото
2º NB-A: АНАЛИЗ ПРОГРЕСС-ИСПЫТАНИЙ 1-6
Здесь у вас есть два теста прогресса для проверки блоков с 1 по 6.Ключ под тестами.
Хорошего дня! 🙂
ПРОГРЕСС-ТЕСТ A
1 Прочитано артикул и отметьте (ü ) А, B или C. CouchSurfing — другое путешествие опыт Я люблю путешествовать за границу, но два года назад я не было много денег провести в отпуске. Сначала собиралась снова отправиться в поход, но потом друг предложил альтернативу: CouchSurfing. Я понятия не имела, что это было, поэтому она объяснила. «CouchSurfers» — это люди, которые остаются в качестве гостей в домах других людей для бесплатно и посетите достопримечательности в окрестностях. Вы можете делать то, что делает большинство туристов, как загорать на пляже или осматривать достопримечательности в центре города.Или ваш хозяин может дать вам урок языка, научит вас готовить местные деликатесы или проведет вас в места, которые посетители никогда не найти. Это звучало намного веселее, чем мои другие каникулы, поэтому я присоединился к веб-сайт и сразу же отправил электронные письма примерно двадцати хостам во Франции и Испании. Через несколько дней я получил уже десять ответов. После недели или двух писем я договорился с четырьмя ведущими из трех разные города. Я довольно разговорчива и они казались очень дружелюбными, поэтому я не беспокоился о том, чтобы проводить время с незнакомцами.Два Через несколько недель я прибыл в Париж и встретил своего первого хозяина, Клодетт. В течение следующих десяти дней я оставался в четырех очень разные дома, улучшенные мои иностранные языки и завел несколько новых отличных друзей. Иногда места где я остановился, были простыми — диван, на котором можно было спать, или даже просто пол, но иногда они были роскошными — намного приятнее, чем хостелы, в которые я обычно хожу к. Думаю, это был, наверное, самый дешевый и интересный отпуск в моей жизни было! Я снова дважды занимался CouchSurfing с тех пор: в Италии и здесь, в Великобритании.Я обязательно сделаю это снова. По факту, В следующем году я собираюсь в путешествие по Южной Америке. И у меня было пять посетителей в мое место, включая Клодетт. Я обнаружил, что принимать гостей так же весело, как и исследовать новое место. ДиванСерфинг это фантастический опыт. Попробуйте как-нибудь! Пример: Эмма начала CouchSurfing, потому что хотела сэкономить. Правда cü B Неверно c C Не говорит c 1 Это был ее первым отпуском в другой стране. А Верно c B Неверно c C Не говорит c 2 Эммы Друг был обычный диван-серфер .А Верно c B Неверно c C Не говорит c 3 «CouchSurfers» можно проводить время с домовладельцами. А Верно c B Неверно c C Не говорит c 4 Тайм людей, которым писала Эмма, не ответили.
А Верно c B Неверно c C Не говорит с
5 Два людей, которых она посетила, жили в том же городе. А Верно c B Неверно c C Не говорит c 6 Эмма ушел в отпуск примерно через месяц после регистрации на сайте. А Верно c B Неверно c C Не говорит c А Верно c B Неверно c C Не говорит c 8 Эмма во всех местах, где она останавливалась, у нее была хорошая постель.А Верно c B Неверно c C Не говорит c 9 Эмма у CouchSurfing уже три отпуска. А Верно c B Неверно c C Не говорит c 10 Клодетт был любимым хозяином Эммы. А Верно c B Неверно c C Не говорит c 2 совпадения пять выделенных слов / словосочетаний с определениями. Пример: люди кто останавливается в отеле или доме на короткое время 2 улучшено __________ 3 находить и узнавать что-то __________ 4 интересных места для посещения туристами __________ 5 разных вещей на выбор __________1 Слушать Клэр говорит о своей любимой фотографии.Отметьте (ü ) A или B. 1 На фото день рождения 16 партия. А Верно c B Неверно c 2 Лиза и Том были на вечеринке. А Верно c B Неверно c 3 Мама Клэр пользуется популярностью у Клэр друзья. А Верно c B Неверно c 4 Джейми не разговорчив. А Верно c B Неверно c 5 У Клэр нет младших братьев или сестер. А Верно c B Неверно c 2 Слушать до пяти разговоров. Совместите их с местами A – E. 1 Задайте своему партнеру эти вопросы. 1 Какой школьный предмет вам больше всего нравился? 2 Почему вы изучаете английский язык? 3 Вы хотите выучить другие языки? Зачем? 4 Что вы ели вчера на ужин? 5 Какие у вас планы на следующий отпуск? 6 Какая самая лучшая книга, которую вы когда-либо читали? 7 Любишь пляжный или городской отдых? Зачем? 8 Какую страну вы бы хотели посетить больше всего? Зачем? 9 Вы когда-нибудь говорили по-английски за границей? Когда? 10 Какую работу вы бы хотели иметь больше всего? Зачем? Сейчас ответьте на вопросы вашего партнера. 2 Задавайте вопросы и спрашивайте своего партнера о Поездка на выходные, в которую он / она отправился. • Какие / делать / днем? • Какие / делать / вечер? • Как много / стоимость? 3 Прочтите информацию о поездке на выходные вы продолжили и ответили на вопросы вашего партнера. Тренер отправляется из Лондона в 8.30 в субботу. Прибытие в Бат около 11.00. Экскурсия по городу: 12.00–17.00. суббота Ужин в ресторане Smith’s: 19:00 в субботу. Размещение: City Hotel Обратный путь: выезд из Бани в воскресенье в 3.00 вечера Возвращаемся в Лондон в 17:30.
1 Подчеркнутый правильная форма. Пример: когда сделал вы закончили / вы закончили твоя работа? 1 Ли твоя сестра останься / твоя сестра останется с вами в эти выходные? 2 У меня не было ничего / ничего ешь сегодня, а я очень голоден. +3 Кого ты видел / видел в банке? 4 Я закончила уроки, , так что /, но я иду гулять.5 Я не думаю, что будет дождь / завтра будет дождь . 6 Г-жа Матиас встретится / встретится кому-то в три года, но она может видеть вас в четыре. 7 ср были сидя / сидел на скамейке, когда автобус прибыл. 8 Я собираюсь на / ’ll до встречи на театр в восемь часов. 9 Ваша комната на опрятнее / опрятнее , чем мои сестры. 10 Что сделал вы делаете /, если вы делаете для своего последний праздник? 11 Янн это всегда / всегда позже школа.12 Это больше / самое сложное вопрос в тесте. 13 Парнем Софии является человек , который /, а кто любит плавать. 14 Джейк не бежал достаточно быстро / достаточно быстро чтобы выиграть гонку. 15 Когда сделал они получили / они получили назад из Канады? 2 Поместите слова в правильном порядке. Пример: отлично, я думаю, что его книга будет Думаю, его последняя книга будет превосходной. 1 как мой старший брат не такой высокий __________________________________ 2 книги я прочитал лучше всех __________________________________ 3 по вашему сколько людей там семья? __________________________________ 4 не занимается спортом, жена достаточно моя __________________________________ 5 в следующий год вы будете учиться? __________________________________ 3 Завершено предложения. Используйте правильную форму глагола в скобках. Пример: I ’ve никогда читал (читал) книгу в Английский. 1 Когда _______________ Мария _______________ (вернется) в Рим? Это завтра? 2 Мой брат _______________ (учится) фотографирует в момент. 3 Я _______________ (не буду) завтра поздно. Это Обещание. 4 _______________ вы _______________ (были) в Нью-Йорке раньше? 5 Давай поедим тайскую еду. Мы _______________ никогда не _______________ (пытаемся) это. 6 _______________ вы _______________ (ждите) своего автобуса, когда я увидел ты вчера? 7 Они _______________ (идут) поесть, когда попал в Бангкок.8 Я _______________ (вижу) твою сестру в бассейне когда я плавал. 9 Будьте осторожны. Я _______________ просто _______________ (раскрашиваю) эту дверь. 10 Мы _______________ (летим) в Гонконг в 2 час следующего вторника. 4 Завершено предложения с одним словом. Пример: Извините, what ты сказал? Я не слышал. 1 Этот ресторан дешевле __________ последний. 2 Я уверен, что он __________ скоро приедет. 3 Врач — это кто-то __________, помогающий людям в больнице.4 Тара __________ соревнование. Ее танец был лучшим. 5 Мы не были в новом кинотеатре __________. На что это похоже? 6 Это была __________ худшая книга, которую я когда-либо читал! 7 У него была вечеринка __________ это был его день рождения. 8 __________ шел дождь, мы вышли на прогулку. 9 Концерт прошел не так хорошо __________ тот, который мы видели на прошлой неделе. 10 Я __________ слышал эту шутку. Адам сказал мне это вчера. 5 Завершите предложения правильными слово (а). Пример: она попробовала на платье в магазине.1 I __________ Том немного денег на прошлой неделе, и он не вернул мне деньги. взятый взаймы потрачено 2 Мой университетский курс заканчивается __________ июня. в на в 3 я не ходите __________ поесть очень часто. прочь вверх 4 Там В магазине было много людей. Это было очень __________. многолюдная тишина скучный 5 Не съесть весь этот торт! Это правда __________. загрязненный неудобный нездоровый 6 Кто оплачивая __________ билетов? на для 7 Она __________ в отеле очень поздно прошлой ночью.
получил пришел прибыл
8 Что вы думали __________ книга? за выключен из 9 Есть ты __________ твоя постель сегодня утром? сделано сделано очищенный 10 Этот урок начался __________ 9.15. Ты опять опоздал! на в 11 я собираюсь __________ на нашу вечеринку в эти выходные. встретиться пригласить оставаться 12 Как вы __________ это слово? повторить подчеркивание произносить 13 Мы __________ в кемпинге, потому что отели слишком дорогие.прием на работу аренда 14 Не беспокоиться __________ мытье посуды. Я сделаю это позже. около на для 15 Он видимся с друзьями на выходных. Он действительно смотрит __________ это. для вперед после 6 Подчеркните лишнее слово. Пример: кроссовки шорты сапоги туфли 1 леггинсы серьги колье браслет 2 чек для покупателя 3 наведение порядка глажка мытья посуды 4 тонкий худой, полноватый, лысый 5 застенчивый высокий разговорчивый экстраверт 6 загорать купить в аренду арендовать 7 футболка с капюшоном, свитер верхняя 8 многолюдно шумный ленивый загрязненный 9 дружелюбный смешной щедрый 10 отвратительных роскошных вкусно комфортно 7 Напишите обратное. 1 пуск __________ 2 продам __________ 3 забыть __________ 4 починить __________ 5 побед __________ 8 Завершите предложения одним словом. Пример: Slim это напротив из fat . 1 Когда я в отпуске, я часто __________ велосипед, чтобы обойти. 2 Он не тратил много __________, когда пошел вчера вечером. 3 Могу я __________ 20 евро от вас, пожалуйста? Больной верните его сегодня же.4 Вы __________ какие-нибудь сувениры, пока вы были в Италии? 5 Я всегда ношу __________ и спортивные носки, чтобы заниматься спортом. В противном случае у меня болят ноги. 6 День рождения Пьетро __________ Новый год День! 7 Студенты, пожалуйста, работайте в __________ и говорите вашему партнеру. 8 Здесь действительно темно. Вы можете повернуть __________ свет, пожалуйста? 9 Мне не хватает __________ для работы и помочь вам. 10 Сары нет здесь. Она __________ работа. 9 Сопоставьте слова с одинаковым звучанием. dr e ss w i ndy cl ou dy b или ing f a therA Верно c B Неверно c C Не говорит с
5 Она решил посетить четыре города. A Верно c B Неверно c C Не говорит c 6 Это Эмме потребовалось около месяца, чтобы организовать свой отпуск. A Верно c B Неверно c C Не говорит c 7 Эмма довольно экстраверт.A Верно c B Неверно c C Не говорит c 8 Некоторые мест, где остановилась Эмма, были необычными. A Верно c B Неверно c C Не говорит c 9 Эмма теперь свободно говорит по-французски. A Верно c B Неверно c C Не говорит c 10 Эмма говорит, что она снова навещала Клодетт. A Верно c B Неверно c C Не говорит c 2 Соответствует пяти выделенным словам / фразы к определениям. Пример: люди, которые ненадолго останавливаются в отеле или доме. времягостей 1 человек, который приглашает людей к себе домой _______ 2 сразу _______ 3 особого питания _______ 4 без оплаты _______ 1 Слушать Клэр говорит о своей любимой фотографии.Отметьте (ü ) A или B. 1 На фото вечеринка у моря. A Верно c B Неверно c 2 На фото шесть человек. A Верно c B Неверно c 3 У мамы Клэр темные волосы. A Верно c B Неверно c 4 Ее брат Джейми трудолюбив. A Верно c B Неверно c 5 На фото Алекс выглядит скучающим. A Верно c B Неверно c 2 Слушать до пяти разговоров. Совместите их с динамиками A – E. 1 ответ вопросы вашего партнера. Теперь задайте своему партнеру эти вопросы. 1 Что школьные предметы не нравятся / не нравятся? 2 Что какая музыка тебе нравится? 3 Что твои планы на следующую неделю? 4 Что вы обычно используете свой компьютер? 5 Что ты ел вчера на обед? 6 Что лучший фильм, который вы когда-либо видели? 7 Что будет для вас идеальной ночью? 8 Что твое любимое фото? Зачем? 9 Есть вы когда-нибудь были где-нибудь очень жарко? Куда? 10 Что тебе нравится отдыхать? 2 Прочитать эту информацию о поездке на выходные, в которую вы отправились, и ответьте на вопросы. Тренер уезжает из Лондона в 9 утра суббота Экскурсия по Оксфорду колледжи: 14.00 — 16.30 Театр: 19.30 суббота Проживание: Rudolph Hotel
Свободное время для покупок
Обратный путь: выезд из Оксфорда в воскресенье в 19:00. Вернитесь в Лондон в 21:00
Стоимость: 195 фунтов стерлингов на человека 3 Марка вопросы и спросите вашего партнера о поездке на выходные, в которую он / она отправился. • Какие / делать / в течение / дня? • Куда / есть / вечер? • Когда / вернуться / Лондон? • Как много / стоимость?
ОТВЕТИТЬ КЛЮЧЕВОЙ ТЕСТ ПРОГРЕССА А
1
2
10 является твой брат останется3
4
1 Сколько человек в вашей семье? 2 Мой муж мало занимается спортом.3 Что ты собираешься учиться в следующем году? 4 Мой старшая сестра не такого роста, как я. 5 Это лучшая книга, которую я когда-либо читал. / Эта книга — лучшая из тех, что я когда-либо читал.5
6
7
8
9
10
1
2
1
2
ОТВЕТИТЬ КЛЮЧЕВОЙ ПРОГРЕСС-ТЕСТ B
1
1 Ваша сестра останется?2
1 Мой старший брат не такой высокий, как я.2 Это была лучшей книгой, которую я когда-либо читал. / Эта книга была лучшей из тех, что я когда-либо читал. 3 Как в твоей семье много людей? 4 Мой жена не делает достаточно упражнений. 5 Что ты собираешься учиться в следующем году?3
4
5
6
7
8
9
10
1
2
1
2
(.12) | — Pandia.ru
1. Настоящее Простое Настоящее Постоянное .
1 Все дети ___ шоколад.
A обожаю B обожаю C обожаю
2 Мы ___ пикник в данный момент.
A имеют B имеют C имеют
3 Как ___ работать?
A вы обычно получаете B вы обычно получаете C обычно получаете
4 Дженни всегда ___ красивая дорогая одежда.
A износ B износ C износ
5 Бетти не может ответить на звонок. Она ___.
A спит B спит C спит
6 Этих джинсов ___ много.
A не стоит B не стоит C не стоит
7 Его глаза закрыты. Он ___ у вас.
A не выглядит B не выглядит C не выглядит
8 Марк и Грег всегда ___ дома до 9 р.м.
A идет B идет C идет
9 ___ Ваш парень часто приглашает вас в кино?
A Do B Is C Does
10 Мои родители ___ в доме прямо сейчас.
A чистит B чистит C чистит
11 Моя мама никогда не ___ меня по утрам.
A не просыпается B делает C просыпается
12 Мой отец сейчас в Греции.Он ___ в очень хорошем отеле.
A остается B остается C остается
Всего 12
2.
Привет, меня зовут Сьюзан. Мне десять лет. Я португалец, живу с мамой, отцом и братом в Лиссабоне. День начинается около 7 часов, когда встают папа и мама. Обычно мы завтракаем в 8 часов. Я люблю кашу с молоком и тосты.
После завтрака мы с братом чистим зубы.Мы все выходим из дома к 8.30. Папа идет на работу. Он доктор. Мама, мой брат и я идем в школу, потом моя мама прячет автобус до места работы. Она продавец. Я всегда обедаю в школе. Мой брат забирает меня из школы в 18.30. Иногда мы ходим в магазины и, если нам повезет, мы играем с друзьями в парке, прежде чем делать домашнее задание. Папа обычно приходит домой около 19.30, и мы все вместе ужинаем. Мое любимое блюдо — рыба с салатом. По вечерам я иногда смотрю телевизор или болтаю с друзьями на компьютере.Я хожу на балет по средам, а мой брат играет в футбол по вторникам. По выходным я играю на компьютере и обычно гуляю с друзьями.
:
1. Текст о десятилетней девочке.
2. Она живет в квартире на северо-западе Шотландии.
3. Сьюзен встает в 7 часов.
4. Вся семья завтракает вместе.
5. Школа заканчивается в четверть шестого.
6. Любит рыбу и салат.
7. По выходным ходит на балет.
Всего 7
3. Настоящее Простое Напряженное
1. писатель
2. 60
3. дом / каждый день
4. 8 часов
5. сэндвич
6. зеленый чай
7.жена
8. учеба / после завтрака
9. дома
10. дом / весь день
11. читаю газеты
12. 9,45
1. Я водитель грузовика. 2. Мне двадцать девять лет. 3. Я работаю пять дней в неделю. 4. Я встаю в семь часов каждый день. 5. Я ем диетический завтрак. 6. Я выпиваю две чашки кофе.7. Потом целую жену. 8. Ухожу на работу в половине девятого. 9. Обедаю в транспортном кафе. 10. Я прихожу домой в семь часов. 11. Вечером смотрю телевизор.12. Я ложусь спать в десять часов.
Всего 12
4. . (,) (10)
2
1. Настоящее Простое Настоящее Постоянное .
1 Энн ___ ее друзья рано утром.
A обычно не соответствует B обычно не соответствует C обычно не соответствует
2 Все члены нашей семьи часто ___ на вечерний чай.
A сборка B сборка C сборка
3 Я ___ обедаю, потому что я очень голоден.
A готовит B am готовит C готовит
4 Что ___ по субботам?
A делаете B делаете C делаете
5 Извините.Я ___ это слово.
A не помню B не помню C не помню
6 Не выходи! Сейчас ___ тяжело.
A идет снег B снег C снег
7 Брайан всегда ___ своему другу по вечерам.
A по телефону B по телефону C по телефону
8 Почему ___? Я потерял ключи.
A плачешь B плачешь C плачешь
.